Новый водитель старого такси продолжает перевозить души умерших
«Жизнь нельзя до конца просрать, всегда остается что-то на донышке», — на послевкусии от этой максимы, озвученной Смертью, закончился первый сезон сериала «Пассажиры» (видеосервис Start) в начале 2021 года. Тогда таксист Андрей (Кирилл Кяро), исполнив долг по перевозке умерших к точке перехода, по случаю (а имя всякому случаю — Бог) переродился в новорожденного младенца. Грустный трек «Би-2» «Того, что нет» на финальных титрах зазвучал как гимн живым — всем нам, у нас-то всегда есть хотя бы один шанс все исправить.
При всей своей бесхитростной философии сериал не свалился в карамельную пошлость. Шоураннеру Руслану Сорокину и режиссеру Карену Оганесяну удалось удержать и пронести до самого финала интонацию евангельского откровения. В конце концов, оттого, что иные христианские истины покрылись тысячелетней пылью, они не утратили своей истинности.
В конце первого сезона старое такси достается новому, еще ничего не понимающему водителю — свежеоткинувшемуся от передоза Кириллу (Сергей Гилев), который подсадил на наркоту пару десятков человек. В отличие от сознательного Андрея, Кирилл пытается соскочить и отказаться от миссии — с этого начинается второй сезон. Но это невозможно — более того, такая строптивость оборачивается штрафами и ростом количества заказов на счетчике.
Первым пассажиром Кирилла становится Мэри, героиня Анны Чиповской — красивая, по дурости погибшая девушка из хорошей семьи, с отрочества вступавшая на исключительно скользкие дорожки. Из-за проступка Кирилла ее переход срывается, что обнажает новую сценарную стратегию: Мэри станет важным сквозным персонажем, всплывающим рядом с Кириллом от эпизода к эпизоду в этом трансцендентном процедурале.
Образ водителя решен в кардинально ином ключе — он больше не фоновый Харон, раскрывшийся в первом сезоне лишь в финале. В новых сериях на нем сделан ключевой сюжетный акцент. Герой Гилева находит в машине дневник предшественника и постигает одно откровение за другим, а уж общение с пассажирами и вовсе провоцирует его на бесконечный катарсис. В мире живых у него не было шанса соприкоснуться даже с заурядной эмпатией, не говоря уж о чем-то большем. Уже погибший, он, наконец, становится человеком — в этой горькой иронии, видимо, и заключена основная идея сезона.
Полное его название звучит так: «Пассажиры. Последняя любовь на Земле», что в контексте героини Чиповской наводит на определенные догадки о развитии сюжета. У второго сезона новый режиссер: опытного Карена Оганесяна сменил его украинский коллега Артем Литвиненко (снял все сезоны «Нюхача»), но интонация осталась.
Казалось бы, в «Пассажирах» — и в первых, и во вторых, много чересчур наивного, иногда действие вплотную подходит к пропасти простодушия, но общая интонация каждый раз все искупает. Конечно, это проповедь — простая и честная, оттого задевающая нужные струны.
Каждая серия теперь заканчивается под кавер-версию «Крыльев» Вячеслава Бутусова от вокально-хорового ансамбля «INCORO». «Где твои крылья, которые нравились мне?», — тревожно-тоскливо выводят три девичьих голоса. Песне 26 лет, но только сейчас стало ясно, что этот вопрос можно и, наверное, нужно время от времени задавать самому себе.
«Пассажиры. Последняя любовь на Земле». Драма, мистика, 8 серий по 25 мин.
Режиссер: Артем Литвиненко.
Сценарий: Руслан Сорокин, Екатерина Соколова-Жубер, Анна Аносова, Евгений Израйлит, Лариса Леоненко.
В ролях: Сергей Гилев, Анна Чиповская, Наталья Вдовина, Никита Кологривый, Сергей Шакуров, Юрий Чурсин, Евгений Сидихин, Полина Долиндо, Надежда Маркина и др.
Где смотреть: видеосервис START с 8 апреля.