На Первом канале продолжается показ приключенческой драмы про молодого русского казака, плененного на Османщине
«Янычару» не повезло с историческим моментом: уже заявленную премьеру отменили из-за перехода Первого канала в режим информационного вещания. Две недели спустя сериал, наконец, дождался эфира. Судя по всему, показ займет три недели: в проекте 12 серий, а с понедельника по четверг показывают по одной в день.
Сериалов такого рода и такого масштаба на нашем ТВ, пожалуй, не было. Вернее, они случались, но все это были проекты турецкого производства — вспомним, конечно же, «Великолепный век». «Янычар» и есть российский ответ сериальной индустрии Турции, исправно снабжающей мирового зрителя телесагами с историческим колоритом и безошибочно узнаваемой стилистикой.
Более того, «Янычар» и создавался на турецкой материальной базе — все сцены в Османской империи снимались в декорациях студии TIMS & B Hadımköy Film Studio под Стамбулом, где под открытым небом возведены «почти как настоящие» дворец султана Топкапы, интерьеры гарема, город с площадями, улицами, конюшнями и трехэтажными домами и т. п., очень правдоподобно выглядящие в кадре.
Называть этот жанр исторической драмой в корне неправильно: из исторического тут только эпоха, в который авторы поместили своих вымышленных героев. «Янычар» — это приключенческая драма «о дружбе, любви и чести». У нас и у самих с этим жанром когда-то было все в порядке (вспомните «Гардемаринов»), но турки создали вокруг него целую индустрию, работающую непрерывно вот уже много лет. Теоретически декорации можно построить и у нас в Крыму (там, кстати, тоже снимали), но по факту этого дорого и непродуктивно, а в 30 км от Стамбула уже все готовое.
Конечно, это не «большое кино» в плане художественной ценности. Диалоги и изгибы сюжета в турецких сериалах (а теперь и в нашем «Янычаре») изумляют своей бесхитростностью, действие разворачивается ну в очень неторопливом темпе, только ведь это так и задумано, чтобы сериал было легко смотреть самым широким зрительским кругам. Казак Алеха (Илья Малаков) неспроста выглядит как сказочный Иванушка: «Янычар» — это как раз несложная сказка для взрослых (прежде всего, конечно, женщин), где все обязательно закончится хорошо. Да, актерская игра, мягко говоря, условна и сюжет схематичный, но это все — тщательный продюсерский расчет и результат работы большой команды, а не следствие безалаберности и халатного отношения к съемкам. К тому же все основные нравственные стержни на месте — казак чтит Родину пуще жизни, верен принципам и идеалам, какие бы страдания это ему ни приносило и т. п. На базе турецких клише кинокомпания «Марс Медиа» создала свой собственный миф, новую русскую былину.
Если вы привыкли к сериалам другого качества, то сцена, где умирает пронзенный ногайской стрелой отец Алехи, казак Игнат Кречет (Алексей Кравченко) может вызвать у вас гогот — он это делает максимально фанерно, но так ведь и не для вас снято. А некритичные женщины поплачут. Они тоже не чураются здорового эскапизма. Выключить на время реальность — вот зачем снимают и показывают такие сериалы.
О том, что «Янычар» вполне себе получился, говорит и тот факт, что уже приобретены права на показ сериала на территории Ближнего Востока, Турции, бывшей Югославии и Северной Африки.