Круче «Эпидемии», но… Сериал «Выжившие» про еще один опасный вирус
Новый проект Okko ругают за вторичность, но ему просто слегка не повезло.
Ощущение навязчивой банальности появляется еще до просмотра сериала «Выжившие» (Okko): проектов с таким же или почти таким же названием снято предостаточно. Первые кадры лишь подтверждают опасения: в городке где-то в Челябинской области (судя по автомобильным номерам) злодействует неизвестный вирус, все в панике, плачут дети и страшно кричат взрослые, власти вводят военное положение, бла-бла-бла. При этом все это снято блестяще, насколько только возможно, с жесткой «документальностью» — сразу вспоминаешь, как топорно нагнетали ужас в «Эпидемии» с ее пошлыми реверансами в сторону дешевых зомби-хорроров.
Но с началом третьей серии все становится понятно: предельно «классическая» (аж зубы сводит) завязка — сознательный ход, обманка для массового и, увы, часто легкомысленного зрителя, способ подсадить его на крючок. Сюжетное полотно «Выживших» куда более густое и плотное, чем кажется поначалу, у сериала ярко выраженная романная, даже эпическая структура. В то время как «Эпидемия» — всего лишь комикс по сомнительному бестселлеру, со слабым сюжетом и дерганым ритмом, успех которого зиждется на случайном подарке судьбы — пандемии коронавируса.
А вот «Выжившим» с ковидом как раз не повезло — сериал выходит в тот момент, когда у многих устойчивая оскомина от этой темы, к тому же обидные обвинения во вторичности по отношению к «Эпидемии» гарантированы.
В сердце сюжета «Выживших» (креативный продюсер: Борис Хлебников, режиссер: Андрей Прошкин) — мотивы романа Игоря Колосова «Выжившие хотят спать». Вирус в этой вселенной убивает только во сне — если человека не разбудить через 40 минут, он впадет в кому и в конце концов умрет. Третья серия — это уже мир после: замерзшие многоэтажки (визуальное решение тут бесподобное), пытающиеся выжить люди на грани голода, осатанелые силовики и на контрасте — социальные группы, умудряющиеся существовать припеваючи в любой ситуации (бандиты, подпольные коммерсы).
Оригинальная идея отличает сериал от похожей постапокалиптики — этот вирус заставляет людей общаться, даже если видеть друг друга невмоготу: на будильники надежда слабая.
В галерее героев — прошедший Сирию чоповец Шадрин (Артур Смольянинов), его бывшая жена Настя (Дарья Савельева), ее брат Морозов (Алексей Филимонов), гулящая училка младших классов Ольга (Валентина Лукащук), чоповка Дина (Дарья Екамасова), бандит Тайсон (Сергей Бондарчук). Каждый из них решает, куда идти на развилке жизни, выбирая между последовательным обесчеловечиванием и гуманизмом вопреки, казалось бы, здравому смыслу. Любопытен Морозов — он страдает психическим заболеванием еще с мирных времен: путает сон с явью, часто видит пророческие сны, но сны ли это? А в постапокалиптическом мире его грезы — еще и спасительное убежище, помогающее не растерять человеку человека.
Долгая экспозиция с множественностью тщательно продуманных и отлично воплощенных образов в то же время сыграла с сериалом злую шутку. Нехарактерный для новых российских проектов размах ощутимо тормозит сюжет, возвращаться к одним и тем же героям удается через большие промежутки экранного времени — а ведь сериал традиционно недлинный, на 8 серий. Возможно, команда проекта это тоже ощущала — вот почему помимо основной восьмисерийки будет еще 8 web-сериалов по 10 эпизодов, где не только эти герои получат подробное развитие, но и появятся новые.
Смотреть «Выживших», безусловно, стоит: так тщательно в России над сериалами работают редко — по крайней мере, в таком коммерческом жанре, пусть даже временами это спорно выглядит. Есть ощущение, что с четвертой серии в «Выживших» окончательно начнет считываться заложенный в сюжет метафорический ряд: очередной опасный вирус — лишь повод поговорить о чем-то действительно важном.
«Выжившие». Триллер, 8 серий. 18+
Режиссер: Андрей Прошкин.
Креативный продюсер: Борис Хлебников.
Авторы сценария: Александр Лунгин, Роман Волобуев, Елена Ванина.
Где смотреть: онлайн-кинотеатр Okko с 12 августа.