Успеть до Рождества: Дэвид Теннант путешествует «Вокруг света за 80 дней»
Очередная экранизация приключенческой классики
Лондон, 1872-й год. Флегматичный британский джентльмен Филеас Фогг (Дэвид Теннант, звезда сериала «Доктор Кто»), давно не покидавший пределы родного города и в целом ведущий довольно спокойный образ жизни, внезапно для окружающих решает отправиться в кругосветное путешествие. Причём не просто так, а побившись об заклад с одним из коллег по престижному Реформ-клубу о возможности проделать такой путь всего за 80 дней. В этой авантюре — как считают окружающие, — Фогг будет не одинок: компанию ему составят бойкий слуга Паспарту и отважная журналистка Эбигейл «Фиск» Фортескью, колонка которой и подвигла Филеаса на подобную идею. В свой черёд второй участник спора, рассчитывающий с помощью желанного выигрыша погасить немалые долги, намерен сделать всё возможное, чтобы троица путешественников потерпела неудачу.
Выпущенный в 1873-м году роман Жюля Верна был сочинён в довольно сложный для знаменитого писателя период (равно как и в целом для страны, переживавшей тяжёлые последствия поражения во франко-прусской войне), но в итоге оказался одной из самых популярных и продаваемых его книг. Впервые же читатели смогли приобщиться к удивительному путешествию Фогга через газету «Le Temps», на страницах которой произведение печаталось по частям в период с ноября 1871 года по декабрь 1872-го. Причём благодаря такой подаче часть аудитории была уверена, что речь идёт о реальных репортажах, и заключала ставки на возможный исход событий, а некоторые компании попытались заняться тем, что сейчас бы назвали «продакт-плейсментом», желая, чтобы Филеас воспользовался их услугами в романе.
Создатели новейшей версии, представленной каналом BBC, в свой черёд задались целью несколько приблизить действие книги к современным реалиям. Само приключение по-прежнему разворачивается в конце XIX века, зато Филеас здесь фигура не то чтобы второго плана, но скорее персонаж, ведомый обстоятельствами, нежели стремлением достичь поставленной цели (подлинные причины внезапного энтузиазма станут ясны лишь в финальном эпизоде). Чего не скажешь о его спутниках, для которых сценаристы расстарались на более развёрнутые сюжетные линии. Уже в первой серии герои оказываются в Париже — причём, похоже, лишь для того, чтобы представилась возможность рассказать драматическую предысторию Паспарту, человека революционных взглядов. А героиня Эбигейл (Леони Бенеш из сериала «Вавилон-Берлин»), кажется, и вовсе вдохновлена образом американской журналистки Нелли Блай, в своё время — спустя 17 лет после выхода романа, — сумевшей повторить описанный Верном маршрут.
Стоит также отметить, что если над персонажами книги постоянно словно висели невидимые часы, отсчитывающие неумолимо сокращающийся срок и побуждающие героев к более активным действиям, то сериалу присущи некоторая расслабленность и стремление уделить больше внимания побочным линиям. Особенно это заметно по первым эпизодам, которые потребуют определённой усидчивости от зрителей, не готовых всё простить ради одного лишь Теннанта. В дальнейшем повествование будет двигаться оживлённее, но всё равно трудно избавиться от мысли, что попади проект в руки условного Netflix, результат был бы более впечатляющим. Впрочем, сами создатели своим детищем явно довольны и уже ведут работу над вторым сезоном. Основное сюжетное направление грядущих эпизодов озвучат в финале непосредственно герои, наткнувшиеся в газете на заметку о загадочном морском чудовище, которое нападает на британские корабли. Так что, быть может, со временем сериал вберёт в себя и прочее литературное наследие великого романиста, создав телевселенную Верна, — благо он этого давно заслуживает.
На Первом канале 1 января в 23.40, 2 января в 0.00