Умилительное простодушие выгодно отличает примитивные мелодрамы от пафосных проектов с претензией.
Мелодрамы для канала «Россия 1» однозначно придумывают люди начитанные и эрудированные. Памятуя, что немолодых зрительниц (коих перед телеэкранами большинство) легко вспугнуть чем-то неожиданным, «экспериментальным» — слишком сложным, зато легко увлечь чем-то таким, что они уже видели, эти эрудиты легко черпают идеи из богатого мирового наследия. Не брезгуя ни Шекспиром, ни уже вышедшими аналогичными мелодрамами. Они виртуозно тасуют сюжеты, мизансцены и даже отдельные реплики, каждый раз создавая, с одной стороны, нечто новое, а с другой — похожее на сотни и сотни других сериалов. Женщины, купаясь в радости узнавания, ликуют, и трудные будни их становятся веселее.
Авторы свежего сериала «Вместе навсегда» (в эфире с 9 августа) даже за названием далеко не ходили: в 2013-м был боевик с Павлом Трубинером — «Вместе навсегда». А что такого? Звучит хорошо, хлестко. Главный конфликт — молодые влюблены, но их счастью мешает тот факт, что их семьи находятся в состоянии лютой вражды, позаимствовали, ясное дело, в «Ромео и Джульетте» (уж докуда дотянулись, а могли и бы у Софокла что-то присмотреть).
В остальном тоже все как всегда (кстати, неплохое могло бы быть название: «Все как всегда»). Мифология сериала укладывается в клише любой сказки хоть Шарля Перро, хоть братьев Гримм: на хорошую, трудолюбивую тренершу по плаванию Катю (Алена Константинова) обрушиваются несчастия и вот-вот она ступит на кривую дорожку. Ее недолюбливает родная мать, которая души не чает в другой дочери — вертихвостке Лизе (Арина Постникова), несколько принцев отсвечивают рядом: надежный, но нетерпеливый Сашка (Артур Сопельник) и богатый, но наглый, полукриминальный Роман (Петр Рыков).
«Когда я прочитала сценарий, он меня поразил нелогичными поступками героев», — признается актриса Алена Константинова в официальном пресс-релизе проекта, с чем, конечно, трудно не согласиться. Нелогичность — вообще конек такого рода сериалов. Злобный пьющий отчим гонит Катю вон из дома, она уходит куда-то в ночь, а мать и сестра ничуть не страдают по этому поводу. Роман ухаживает за Катей как придурок, насмотревшийся вестернов, и говорит так же, а ведь он успешный бизнесмен, сделавший карьеру в сложной сфере развлечений, и т. п.
Но полная цитата актрисы Константиновой звучит так, увы: «Когда я прочитала сценарий, он меня поразил нелогичными поступками героев, что очень похоже на реальную жизнь». И в этом, если подумать, и кроется причина успеха таких мелодрам.
Весь этот жуткий коктейль до блеска отшлифованных банальностей и искрящихся пошлостей спасает то, с какой добросовестностью и верой в предложенные обстоятельства работают в кадре актеры, и как плотно сбито полотно сценария со множеством сюжетных линий и характеров. Злодей, Хороший парень, Коварная алкоголичка, Тот, кто готов засадить нож в спину, Муж-изменщик, Замученная бытом жена, Вертихвостка, которой предстоит понять жизнь и и раскаяться — амплуа персонажей строго однозначны и прозрачны как слеза; совсем не как в жизни, конечно — тут актриса Алена Константинова в корне не права, но битым бытом зрительницам и не надо сложностей, их и в реальности полно. И вот это умилительное простодушие выгодно отличает сериал «Вместе навсегда» от таких пафосных проектов, как, скажем, деградировавшие к третьему сезону «Содержанки» с давно вышедшими из моды масками вместо лиц и гулкой пустотой, которую тщетно пытались заполнить непрерывно совокупляющейся героиней артистки Дарьи Мороз.
Зло будет наказано и в конце все поженятся — это ли не здорово, это ли не хорошо. Бывают плохие плохие сериалы, а бывают плохие хорошие — «Вместе навсегда», безусловно, относится ко вторым.