Хакер-сирота путешествует во времени и пространстве: сериал «Суперпозиция»
Научно-фантастический боевик с с Павлом Табаковым и Лукерьей Ильяшенко
Студент-умница и талантливый хакер Алексей (Павел Табаков) никак не может принять потерю матери, умершей от болезни (Марина Зудина). Его отец — университетский профессор, блестящий ученый в области квантовой физики (Константин Лавроненко), увлеченный наукой и не замечающий, что в их половинчатой семье денег едва хватает на еду. Напротив, друзья Алексея — два не обремененных моралью придурка Дэн и Фил (Данила Карпук и Никита Санаев) всегда при деньгах и посмеиваются над нищебродом. Поддавшись их влиянию, Алексей ссорится с отцом и бросает учебу, чтобы заработать денег хакерством при посредничестве Дэна и Фила.
Тем временем его отца пытаются убить, но он чудом прячется в параллельном мире. Алексей узнает, что этот феномен открыл его отец: всего этих миров ровно 125, они очень похожи друг на друга с небольшими отличиями. В каждом есть профессор физики, некоторые даже сотрудничают друг с другом, но один из них — злодей и маньяк Антидок: он хочет уничтожить все свои аналоги во всех мирах, чтобы единолично властвовать над всеми параллельными пространствами.
Киллеры перемещаются между мирами и некоторых профессоров уже грохнули. Мультивселенную надо спасать, но для этого нужно взломать пароли доступа, установленные профессором. Это может сделать только такой же талантливый человек — то есть его сын Алексей: об этом это его просят Алина и Мэл (Лукерья Ильяшенко и Дмитрий Богдан) — посланники одного из миров, которому грозит аннигиляция из-за проделок Антидока. Алексей хочет найти отца и втайне надеется увидеть мать живой, он близок к решению задачи, но подручный Антидока Головин (Игорь Жижикин) идет по следу. Вдобавок доставляют хлопот Дэн и Фил — Алексей растрепал им про миры и те решили на этом заработать. Нужно отправиться в прошлое (там и это возможно), чтобы все исправить.
Сериал «Суперпозиция» показывают одновременно четыре стриминговых сервиса (Okko, Wink, Иви, Premier), причем в день премьеры выложили сразу 4 серии из 10 (оставшиеся тоже будут выкладывать в бодром темпе). Авторы используют самые расхожие сюжетные ходы из научной фантастики (параллельные миры, путешествия во времени, связанные с этим губительные парадоксы) и комиксов (злодей-профессор). Нельзя назвать это таким уж недостатком — это всего лишь пластилин, из чего при должном умении можно вылепить и шедевр; в конце концов, фильм «Джокер» с точки зрения внешнего сюжета — тоже заурядный комикс.
«Суперпозицию» сложно смотреть даже не потому, что персонажи предельно заурядны, нарисованы одной краской, а их реплики еще банальнее, чем диалоги героев малобюджетных мелодрам («Вот что имеет значение — бабки, тачка, а не эта твоя наука», — говорят друзья Алексею, от чего ощутимо сводит зубы). И не потому, что визуальный образ вселенной сериала очень скучный — над ним особо не ломали голову, не говоря уж об отсутствии сколько-нибудь завораживающего спецэффекта.
Примитивизация может быть намеренной — манком, ведущим к сути повествования, истинному сценарному крючку (упомянутый «Джокер» — не просто классный психологический триллер, а высокая драма, собранная из непримечательных элементов). Но никакой сути в «Суперпозиции» нет — описанный выше стартовый набор сценарных пошлостей преподносится со звериной серьезностью, без всякого подтекста.
Прибавьте к этому заставку, которую нарисовал motion-дизайнер, не больше трех дней осваивающий свою интересную профессию, бессмысленную какофонию вместо музыки, продолжительные, исполненные величественного достоинства финальные титры, которые в Okko можно перемотать только за пару секунд до их окончания — и вы поймете, почему для «Суперпозиции» даже 0 баллов — это слишком высокая оценка. Скорее, он заслуживает отрицательных величин.
Не всем актерам удается скрыть разочарование этой работой. Если Лавроненко примерно все равно кого играть (у этого актера широчайший диапазон — и у Звягинцева снимался, и Кощея в «Последнем богатыре» изобразил, и в «Содержанках» отметился), а Карпук и Санаев струятся вульгарным энтузиазмом уездных кавээнщиков, то Табаков и Ильяшенко, отличающие хорошую драматургию от плохой, явно испытывали на съемках некоторый дискомфорт. Когда героиня Лукерьи сообщает персонажу Павла, что параллельные миры — это еще не все, можно и во времени путешествовать, уровень достоверности происходящего в кадре падает до критической отметки. О чем безмолвно кричат лица актеров.
Припорошить свой заветренный позавчерашний винегрет авторы сподобились азами квантовой физики — жутко модной сейчас, очень важной, но практически недоступной для понимания обывателя науки (в силу того, что не укладывается в привычные представления об устройстве мира). Об аспектах квантовой физики герои сериала говорят постоянно. Даже охранники смотрят видеолекцию о Коте Шредингера — известном мысленном эксперименте про живую и одновременно мертвую зверушку, упрятанную в сейф с радиоактивным веществом и колбой с синильной кислотой. Мужчины узнают, что это и есть проявление суперпозиции в квантовой механике.
А с охранниками, стало быть, и мы, зрители, сеем в свой разум драгоценные семена чистого знания. Так что и от «Суперпозиции» есть польза. Прямо очень плохой сериал, но и довольно хороший одновременно.
Научная фантастика. 10 серий по ~полчаса.
Режиссер: Вадим Валиуллин.
Сценарий: Сергей Ефремов, Дмитрий Скачков, Максим Борисов.
В ролях: Павел Табаков, Константин Лавроненко, Лукерья Ильяшенко, Марина Зудина, Игорь Жижикин, Никита Санаев, Дмитрий Богдан, Владимир Карпук, Олег Васильков, Елена и др.
Где смотреть: Okko, Wink, Premier с 10 ноября.