«Струны»: классный и неожиданный сериал про… виолончелистов
Инфернальный Артем Ткаченко жестко воспитывает творческую молодежь под музыку Баха, Бетховена, Фредди Меркьюри и Вани Дмитриенко
Фабула этого сериала (можно посмотреть в онлайн-кинотеатре КиноПоиск HD)не обещает ничего хорошего.
Академия музыки, в которой угадывается великая Гнесинка. Умирает престарелый шеф и ректоресса заведения Роза Маратовна (Елена Сафонова) находит студентам-виолончелистам нового (потому что к профессору по кличке Сопля никто идти не хочет). Это Константин Багрицкий (Артем Ткаченко) — спивающийся в объятиях шлюх виртуоз, которого выперли из Нью-Йоркского симфонического за драку. Допив односолодовый виски по 16 тысяч за бутылку, Багрицкий устраивает прослушивание студентов, отбирает только семерых и заявляет, что в конце года в качестве итогового экзамена им нужно пройти отбор на конкурс Чайковского. Отбор туда жесткий — к состязанию допускают только 25 виолончелистов со всего мира (это, кстати, реальный факт). Кто не пройдет, того новый шеф отчислит. Идти ва-банк решают трое. Потом к ним присоединяется четвертый, поначалу отвергнутый Багрицким из-за очень техничной, но механистической и бездушной игры.
Одним словом, производственная драма, действие которой к тому же разворачивается в крайне далекой для большинства зрителей сфере. Ты на это со скепсисом пресыщенного зрителя смотришь и вдруг. Что-то происходит.
Самый главный герой «Струн» — это музыка. То классическая, возвышенная и одухотворенная — в контрапункте к свинцовым мерзостям жизни и бытовым обстоятельствам судеб героев, то современная всех жанров. В первом же кадре герой играет прелюдию первой сюиты Баха для виолончели — а за окном гопота слушает что-то свое из переносной колонки. Почившего шефа хоронят под Show Must Go On от Queen в хулиганском исполнении виолончельного квартета, в других сценах звучат текущие хиты от Kaleo и Damien Rice; наконец, ключевую песню на титрах — «Вечно молодым!» специально записал Ваня Дмитриенко (это который в 15 лет стал звездой с «Ты — Венера, я — Юпитер»).
«Струны» — своего рода мюзикл. Девушка порезала палец, а ей играть — и вот капли крови падают на гриф, а едва сыграна последняя нота, падает и она сама, в обморок: эта сцена была бы образцом прямо-таки феерической пошлости, но виолончель еще звучит в зрительском сердце и искупает все. Музыка в «Струнах» не фон, она пронзает, скрепляет и возвышает действие, она это действие и есть — без нее это была бы простецкая мелодрамка для «Домашнего», а с ней — смелая и неожиданная история.
Четверку главных героев сыграли совсем молодые, но уже убедительные актеры Олег Отс, Федор Левин, Алина Рачковская и Ева Инденбаум, берущие за горло уже одной своей незамыленностью. Все они или недавние выпускники, или еще студенты театральных вузов, для некоторых это вообще дебют. Бэкграунд каждого из из персонажей полон драмы, на первый взгляд вполне себе ходульной: у Марка (Федор Левин) отец-алкаш, затюкавший мать, Наташу (Алина Рачковская) еще в детстве бросил отец, красавицу Марго (Ева Инденбаум) отец готов подложить под бизнес-партнера, Олег (Олег Отс) — задравший нос маменькин сынок. Но эта кажущаяся сценарная заурядность не раздражает: во-первых, у нас что, отцов-алкашей нет, а во-вторых, все это не выпирает в сюжет, а выполняет чисто техническую функцию обозначения персонажа.
На авансцене же — брызжущая молодость и столкновение искусства и жизни. Профессия музыканта, пожалуй, еще более неблагодарная, чем профессия актера: ты будешь играть на инструменте лет 15-20 каждый день, мечтая о сцене — музыкалка, училище, консерватория или академия, но все это с большой долей вероятности закончится ничем — лишь единицы становятся солистами. И ты мучаешься, ты борешься за то, чтобы просто не прекращать верить в самого себя сколько это будет возможно, получая в награду только те редкие минуты, когда тебе действительно удается слиться с инструментом в одно целое.
«Ты же не хочешь играть, чтобы играть. Ты играешь, чтобы тебя любили. А что, если тебя так и не полюбят? Играть ты должна так, как будто оно того стоит!», — выговаривает Багрицкий одной из студенток на первом же уроке. Где-то тут вспоминаешь Фросю Бурлакову и ее дядю, который рушит свои скульптуры в мастерской, и даже недавнюю «Большую секунду», и преисполняешься высоких размышлений об искусстве в жизни человека и человеке в искусстве, но в тот же миг герой Артема Ткаченко выпрашивает у студента косяк и пыхает прямо в репетиционном классе. А потом вообще проводит ночь с втюрившейся в него студенткой (снято сильно красивее, чем, скажем, в «Содержанках»).
Чего в «Струнах» нет, так это звенящего пафоса. Погруженные в отрасль зрители наверняка увидят кучу пасхалочек для своих, остальным выпал шанс навсегда влюбиться в этот неповторимый низкий тембр, после каждой серии судорожно вводить в поиске „The Best of Cello« и, может, даже поплакать. Это «Струны» — самый сентиментальный роман воспитания этой осени.
«Струны».
Музыкальная драма, 12 серий.
Режиссеры: Александр Кессель, Иван Корвин.
Автор идеи: Евдокия Крылова.
В ролях: Артем Ткаченко, Алина Рачковская, Олег Отс, Федор Левин, Ева Инденбаум, Светлана Тома, Елена Сафонова и др.