«Русский Тимоти Шаламе» в новом сериале видеосервиса Start
Скрипач с редким даром Сеня (Марк Эйдельштейн), который выглядит как, как мы все себе представляем скрипача с редким даром — кудряв, хрупок и кроток, едет из родного Пятигорска в Санкт-Петербург поступать в консерваторию. На вокзале его провожают мать с отцом. В купе Сеня знакомится со случайной попутчицей Лерой (Кристина Кучеренко) — между ними вспыхивает симпатия, они пьют вино и занимаются любовью.
Утром на подъезде к Питеру Лера внезапно впадает в истерику и умоляет Сеню забрать у нее увесистый пакет с наркотой. Сеня не сразу, но соглашается. Леру на перроне хватает полиция, а перепуганный скрипач топит пакетики с солями в общественном туалете. Вскоре его находят Лера и ее хозяин-наркоторговец Тимур (Андрей Вергелис). Хитростью, угрозами и шантажом они вовлекают парня в преступный бизнес: он должен стать кладменом — закладчиком наркодоз (потом их находят покупатели), чтобы расплатиться за спущенный в унитаз товар. Ему дают кличку — Смычок. Делать нечего — Сеня соглашается, попутно все же поступив в консерваторию, где очаровывает своим талантом педагога Корогодского (Александр Яцко) и сразу двух красивых девушек.
Сеня снимает комнату у опустившегося петербуржца, где знакомится со сверстником, поклонником рэпа и солей Максом (Рузиль Минекаев). У Макса проблема: его девушка в коме после употребления солей, нужны деньги на лечение. Где-то на втором плане орудуют опера из отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Филипп и Михо (Михаил Кремер и Лев Малишава), у которых свой небольшой свечной заводик по производству и продаже наркоты. У Филиппа отец — честный мент (Евгений Сидихин), и это тоже проблема: он не в курсе про делишки сына, но невидимое ружье уже повисло в воздухе.
Персонажи начинают сходиться в одной точке, а кудрявый Сеня (Эйдельштейна норовят сравнить с Тимоти Шаламе) вот-вот поймет, что быть кладменом, конечно, опасно, но не так уж плохо. Жажда легких денег, дающих власть и свободу, будет в нем бороться с любовью к музыке.
«Смычок» (Start, первый проект в линейке Start.Young) — сериал сложносочиненный, старательно и честно реализованный, что вызывает большое уважение. Рассказывая остросоциальную историю, режиссер Александр Цой решает амбициозную задачу: он дистанцируется от чисто криминального жанра, от трескучей злободневности, стремясь играть на философском поле — как в авторском некоммерческом кино, обозначая главную идею сериала как борьбу добра и зла в душе каждого и прежде всего главного героя.
Уверенно держать заявленный масштаб мешают дурацкие детали. Даже если предположить, что Марк поступает в консу не после школы, а после музыкального училища, он все же юн и как-то странно отпускать его одного в мегаполис в такой сложный момент. Еще более странно решать вопрос финансового обеспечения только перед отправкой поезда, к тому же совершенно идиотским способом: мать передает ему пачку пятитысячных в открыточке (?!) тайком от отца (?!). Возникают сомнения в финансовой грамотности жителей Пятигорска — неужели они не слышали об очень удобных банковских картах.
Завязка сериала до рези в глазах напоминает фабулу канонической мелодрамы «России 1» прошлых лет: наивная чистая золушка поехала в город и тут ее как стали обманывать. Кажется, ребята это тоже заметили и замаскировали зачин флешфорвардом, где герой делает первую закладку. В консерватории Сени нет в списках на прослушивание — виновата какая-то Марина, с которой он переписывался, тогда скрипач просто вошел в аудиторию и так сыграл Паганини, что проблема решилась сама собой. Ход, конечно, рабочий. Жаль, популярный — как раз в упомянутых мелодрамах, только вместо консерваторий там были другие учреждения.
Заявленная наивность юноши, кстати, под большим вопросом. Облапошенный и втянутый в наркобизнес как последний лох, на следующий день Сеня уверенно дает в рыло Максу (и где этому скрипачей учат?) — да так, что тот не смеет ответить, а вскоре еще более уверенно завоевывает главную красотку консерватории. Скорость превращения ангела в дьявола космическая, сюжетные шестеренки скрежещут.
И как ни гони этот навязчивый морок, так и всплывает в памяти Breaking Bad. Иногда даже в комическом смысле: нарколаборатория плохих полицейских — это сарайчик в чистом поле, и все это выглядит как пародия на вагончик Уолтера Уайта и Джесси Пинкмана.
Хуже всего то, что примерно понятно, что будет дальше. Отец полицейского, конечно, узнает, что сын крышует и барыжит, Лера будет пробивать очередное дно в своем грехопадении, страдая все сильнее, Сеня начнет мутить дела с Максом (дружба софтбоя и бэдгая как в фильме «Зимний путь», кстати), у Сени начнутся траблы в консерватории (за две серии ни разу не репетировал!), но зато он расправит свои блестящие черные крылья и рухнет в бездну. Будет много Петербурга — красивого и мрачного, будет все упрощающий рэпачок. Вопрос только в том, кто именно из главных героев погибнет — то, что это случится, тоже понятно.
Но зато в «Смычке» нет-нет да зазвучит чудесная музыка. Волшебным образом она поднимает все упавшее обратно и шпаклюет смысловые трещины. «Смычок» обязательно надо досмотреть до конца. Потому что наркотики и наркобизнес, куда вербуют наших детей — это плохо, а актеры (в сериале много молодых новых лиц), сценаристы, режиссер и шоураннер Руслан Сорокин, которые стремятся об этом рассказать нетривиально и честно, — наоборот.
«Смычок». Драма, 8 серий по 45 минут.
Режиссер: Александр Цой
Шоураннер: Руслан Сорокин.
Авторы сценария: Евгений Израйлит, Александр Талал, при участии Владимира Наумова и Марка Заевского.
В ролях: Марк Эйдельштейн, Катерина Беккер, Илья Халмурзаев, Полина Давыдова, Рузиль Минекаев, Кристина Кучеренко, Михаил Кремер, Лев Малишава, Екатерина Соколова-Жубер, Евгений Сидихин, Евгений Иванов, Татьяна Колганова, Александр Яцко, София Эль-Гедави.
Где смотреть: видеосервис Start, с 13 мая.