А был ли мальчик: байопик про Шаляпина оставил крайне неоднозначные впечатления
Наш корреспондент посмотрел первую половину сериала и остался в недоумении
На канале «Россия 1» стартовал долгожданный байопик про Федора Шаляпина. Режиссером фильма про Царь-баса (так называли певца по аналогии с «Царь-пушкой» и «Царь-колоколом») выступил Егор Анашкин, известный по скандальному сериалу «Зулейха открывает глаза».
Ажиотаж по поводу сериала был недетский. Оно и понятно, Шаляпин до сих пор идол и секрет его магического воздействия на людей не разгадан.
Удивительно, как крестьянскому сыну удалось сделать такую карьеру и стать фактически символом России? Что было в нем такого, о чего поклонники теряли сознание на концертах, а клакеры не решались освистать.
Только ли дело в уникальном голосе? (Современные музыковеды уверяют: были исполнители и покруче и таких Федор Иванович просил: «пой потише, а то меня не будет слышно»). А поди ж ты.
Ну и к тому же вся фактура его жизни удивительно интересна. Учитывая, что у нас эти подробности особо не раскрывали, так и вдвойне. Двухметровый гигант умел жить на широкую ногу. Параллельно имел две семьи и 11 детей. Охмурил итальянскую приму, да и оставил ее в России, а сам с любовницей махнул в Америку. И, пожалуй, самое неловкое, что русский кумир, сторонник революции и друг Максима Горького — быстренько смотался в Америку, как только предоставилась возможность.
«Вернись теперь такой артист назад на русские рублики — я первый крикну: «обратно катись, народный артист Республики», — хейтил его Маяковский. Но Шаляпин не вернулся. В Америке он успешно стал директором Метрополитен-оперы.
Словом, материал сложный, но очень богатый.
А вот фильм, вернее те несколько серий, которые удалось увидеть — скорее, разочаровали.
Главный просчет связан с главным героем. Шаляпину в сериале не дали ни истории, ни цели, ни задач, ни тайны за душой.
Скважиной и пустым человеком считает Федьку алкоголик-отец (Федор Добронравов). «Потемкинской деревней» называет друг-актер Мамонт Дальский (Ян Цапник). И, видимо, режиссеры с этим мнением совершенно согласны.
К чему стремится этот малый, чего хочет — бог весть. Из-за отсуствия главной цели, происходящее больше похоже на сериал «Участок», в каждом эпизоде которого разворачивается новая история, лишь формально объединная фигурой доброго полицейского (в нашем случае Скважины-Шаляпина).
В первой серии Скважина начинает петь у барина в опере (было ли это мечтой или просто так сложилось — бог весть). Далее — обустраивается в столицах и случайно попадает в Мариинку. Потом возникает идея петь Мусоргского (откуда эта любовь взялась — не объясняется), желание исполняет подвернувшийся Савва Мамонтов (Владимир Юматов). Затем герой влюбляется в итальянку и женится на ней. Причем, даже не он женится. Итальянка все делает сама-сама-сама. Она и танцует, и первая целует Шаляпина, потом уезжает, но возвращается назад, приняв решение.
Вопреки сценарным законам, Шаляпин крайне пассивен и является, скорее, субъектом действия. Что делает сам — так это разве что скандалит громовым голосом с любым театральным начальством, заявляя, что здесь все не так. (Может даже показаться, что любовь к скандалам и есть истинная цель героя, которая ведет его по жизни).
Как всегда бывает, когда в сложном не хочется разбираться, происходящее нужно свалить на инопланетян и волшебство. Так и в кино. Однажды, еще мальчишкой, Федька попал на подпевку в оперу «Фауст» и там покрал с шапки Мефистофеля некую блямбу (читай, продал душу дьяволу). С тех пор блямба вечно с ним и помогает по жизни. Все в жизни Шаляпина присходит случайно и как бы предвосхищая желание героя.
Главная роль в сериале досталась звезде «Угрюм-реки» Александру Горбатову. Типологически подобрать более подходящего актера невозможно. Александр — красивый парень шаляпинского роста, харизматичный, с огромным фан-клубом, где поклонницы соревнуются в комплиментах и давно называют своего кумира гением.
Однако есть ощущение, что сам актер пребывает в недоумении и, не понимая, кого ему играть, занимался чередованием поз с фотокарточек Федора Ивановича. Несмотря на то, что позы похожи, Шаляпин у Горбатова больше похож на Маяковского.
С пением тоже случилась незадача. Да, поет за Федора Ивановича наш замечательный бас Ильдар Абдразаков… Однако создатели фильма почему-то не обратили внимания на эффект глухой рыбы, создающийся, когда Горбатов открывает рот мимо фонограммы. Несмотря на то, что камера предпочитает снимать «поющего» Шаляпина сзади, в редких кадрах, где без лица не обойтись, на высоком челе актера не отражается ничего. Уж какое тут шаляпинское обаяние. (Хуже было только в фильме Серебренникова «Юрьев день», когда Ксения Раппопорт, изображала оперную певицу).
А вот куда более любопытными, чем главный герой, кажутся второстепенные персонажи. Неожиданностью было встретить главного «мента» Сергея Селина в роли оперного певца Ивана Шульгина — мелкого соперника будущего великого баса. Очень хороша Мария Смольникова в роли балерины Иолы Торнаги, первой жены Шаляпина. Трагедия супруги певца показана очень явственно. Будучи примой итальянского театра, она бросила сцену ради Федора Ивановича. Терпела газетные статьи про женщин Шаляпина, смирилась с его второй семьей, не закатывала итальянских страстей и в итоге осталась в России, когда муж сделал ноги.
Неожиданно хорош Роман Мадянов в роли антрепренера-самодура Михаила Лентовского, заставляющего артистов петь то в болоте, то на дереве.
Немного переигрывает, затмвая главного героя Ян Цапник, перевоплотившийся в актера Мамонта Дальского. Смешливый, обаятельный, он сыплет афоризмами, поучая главного героя: «Чернь любит хамов». «Бери пример с оригинала, а не с копии».
Очень смешно и актуально звучит предостережение Мамонта не работать где попало:
«Приходишь, там гниль, запах дурной, воняет, жабы квакают. Думаешь, посижу годик и выскажу все. Проходит годик, и запах не такой дурной и водичка тепленькая. И не заметишь как сам жабой станешь».
Хорошая игра и прописанные роли второстепенных персонажей (в противовес главному), наводят на мысль, что происходящее — оригинальная авторская задумка. Ведь если королеву делает ее окружение, то в отношении Царя баса тоже должно сработать.
Так что вопрос был ли мальчик — покажет вторая половина сериала, которую придется посмотреть. Ибо, как говорил Шаляпин — публика-дура, а дуракам половину работы не показывают.
Главное фото: постер сериала