Банковский клерк каждое утро просыпается накануне уже прожитого дня — контрамоция Стругацких на новый лад на Окко
Менеджер кредитного отдела питерского банка Андрей (Павел Деревянко) живет на широкую ногу. Мутит в банке дела, за откаты выдавая кредиты мертвым душам, плюет на нужды рядовых граждан. Меняет одноразовых телок с Тиндера, не забывая при этом держать на коротком поводке коллегу-воздыхательницу (Ольга Сутулова), которая готовит за него отчеты. Бухает почем зря (оценим весь юмор каста: клерка-алконавта средних лет играет Деревянко, не вылезающий из тренажерного зала).
Если его что-то и беспокоит, так это постоянное музицирование соседей: неведомый кто-то не слишком уверенно наигрывает на фортепиано «Сансару» Басты. Еще по пьяни он иногда вспоминает свою бывшую Марину — любил ее очень. Но по трезвяку — никогда.
Свое 35-летие 23 октября 2022 года Андрей праздновать вроде не собирается, но от друзей не уйдешь. Проснувшись наутро, он узнает, что сегодня 22 октября. Сначала он думает, что глючит телефон, потом — что это розыгрыш к дню рождения или что он сошел с ума. Но нет: каждое утро он в самом деле оказывается в дне, предшествующем тому, что был вчера. От врача он узнает, что все это похоже на контрамоцию — как в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Мучимый вопросами «за что, как это и что теперь?», Андрей знакомится с порывистой и в меру циничной девушкой Надей (Кристина Асмус), которая в аналогичной ситуации, но воспринимает это проще. Вместе им легче: они пытаются понять, за какие-такие грехи их отбрасывает в прошлое, и как это можно исправить. Что-то человеческое просыпается в Андрее (а в Наде оно уже и так присутствовало).
Ни к чему иронизировать над неоригинальностью фантастической завязки. Да, всех этих дней сурков миллион, и в обратную сторону люди тоже уже жили. Здесь это намеренное цитирование, герои все время об этом говорят — вспоминают, в частности, и «Загадочную историю Бенджамина Баттона».
Куда хуже все остальное: попытка героя отрефлексировать ошибки прошлого в процессе погружения в кризис среднего возраста, стремительная гуманизация эгоистичного прожигателя жизни. Который вдобавок с высокой степенью вероятности совершает это все уже после смерти (не буду спойлерить, но первая серия прозрачно на это намекает). Вот это действительно уже много раз было, причем в срезе совсем недавних российских сериалов («Пассажиры» на Start).
Нет в «Сансаре» и какой-то уникальной вселенной — хотя бы чисто в визуальном смысле: картинка предельно стандартная, даже условная. Впечатление, что перед авторами стояла задача ехать строго по накатанной колее — вот даже Павла Деревянко позвали, с его опытом погружений в прошлое в «Обратной стороне Луны».
Актерских открытий тоже не случилось. Кристина Асмус как всегда неплоха, но как всегда переигрывает (а тормознуть девушку некому). Павел как обычно хорош, но лично мне мешает его актерская неразборчивость и шлейф ролей в порожняке типа «Дылд» и унизительном отстое вроде «Беспринципных».
Наконец, полный эстетический диссонанс фабулы и идейно-музыкальной основы. Песня Басты звучит и в оригинальном виде, и в инструментальном, и едва слышно, и на переднем плане. Хит-то, конечно, хит, но он напрочь губит высокий пафос этой фантастической драмы, и без того порченый банальностями («Мы никогда не живем во вчера и никогда не живем завтра; мы всегда живем сегодня, только и всего»).
Этой песней Василий Вакуленко с его ростовско-пацанским пониманием основ кармического перерождения крепко вбил народным массам в голову то, что колесо сансары — это нечто хорошее, издревле на Руси известное и сиречь православное, на чем она, собственно, и стоит («Когда меня не станет, я буду петь голосами моих детей и голосами их детей…»). Тогда как в буддизме, напомним, сансара — страшно неприятная штука, из которой хорошо бы вырваться, иначе невинные дети твои будут страдать так же, как и ты.
Вышла пока только одна серия, а журналистам показали сразу четыре. Представьте себе, к финалу четвертого эпизода внятного развития сюжет не получил, действие вялое и скучноватое. Это точно не уровень шедеврального «1703», коим Окко изумил нас в 2022-м. По своему качеству «Сансара» ближе к «Вне себя» и сонмам других российских сериалов, которые отчего-то начали снимать, как следует не придумав.
«Сансара»
Фантастическая драма, 8 серий по ~40 минут.
Режиссер: Мария Агранович.
Сценарий: Савва Минаев.
В ролях: Павел Деревянко, Кристина Асмус, Павел Чинарев, Ольга Сутулова, Константин Крюков, Анна Старшенбаум, Илья Борисов, Светлана Немоляева, Евгений Харитонов, Виктор Васильев .
Где смотреть: онлайн-кинотеатр Okko с 6 апреля (серия в неделю).
Главное фото: постер сериала