Всех в сад: на HBO начался мини-сериал «Садоводы» с Оливией Колман
История реального преступления, поданная в виде причудливого трагифарса
Кристофер и Сьюзен Эдвардсы (Дэвид Тьюлис и Оливия Колман соответственно) — милейшая семейная пара из Ноттингемшира (Великобритания), ведущая, казалось бы, размеренную и ничем особо не примечательную жизнь. Тем не менее, эти тихие супруги стали героями новостных хроник, когда выяснилось, что в 1998 году они убили родителей Сьюзен и схоронили тех в собственном саду на заднем дворе. Выяснилось прискорбное обстоятельство далеко не сразу: Эдвардсы примерно полтора десятка лет продолжали вести столь же спокойное существование, постепенно расходуя средства покойных пенсионеров и поддерживая иллюзию их жизни, а затем и вовсе перебравшись во Францию. Причём сами Сьюзен и Кристофер ответственность за содеянное отрицали — и даже после того, как в 2014 году были приговорены к 25 годам заключения, продолжали настаивать на собственной невиновности.
Обозначив вынесенный приговор на первой минуте, авторы мини-сериала, созданного совместными усилиями каналов HBO и Sky Atlantic, сходу развязывают себе руки, избавляясь от необходимости шаг за шагом раскрывать зрителям историю преступления и наказания. «Садоводы» вообще максимально далеки от привычной докудрамы и не пытаются притвориться, будто играют по чьим-то чужим правилам. Из выскакивающей в самом начале надписи «это подлинная история» сразу же, издевательски помигав, исчезает слово «подлинная» — и следом голос режиссёра за кадром командует «теперь пошла массовка!». А в какой-то момент Кристофер начинает комментировать происходящее, глядя прямиком в камеру и цитируя фрагменты отправленного им в полицию письма с заверениями в честных намерениях. Полиция, в свой черёд, действует настолько спустя рукава, что даже к следствию приступает лишь после того, как Эдвардсы случайно проговариваются о своей мрачной тайне.
Куда больше сценариста Эда Синклера (муж Оливии в реальной жизни) и режиссёра Уилла Шарпа (недавно дебютировавшего в большом кино с драмой «Кошачьи миры Луиса Уэйна») увлекают иные вопросы — в первую очередь психологической подоплёки произошедшего. Прочную паутину лжи главные герои ухитряются создать не только для всего остального мира, но и для самих себя, выстраивая персональное измерение. Он будет лгать ей об успешных поисках работы, хотя на собеседованиях не может толком сказать ни одной фразы по-французски, она будет тайком тратить общие сбережения, накапливая долги по кредитным картам, и искать бегство от неприглядной реальности в просмотрах классических голливудских вестернов. А уж вопросы об убийстве и вовсе будут вызывать у них искреннее недоумение.
При таком раскладе многое, если не всё, зависит от актёрского вклада — и Колман с Тьюлисом, по счастью, из той категории исполнителей, между которыми химия могла бы возникнуть, даже читай они телефонную книгу по ролям. Поэтому им успешно — по крайней мере, поначалу, — удаётся вызвать у зрителей ощущение сопереживания и возможного сочувствия, которое вполне способно выветриться уже к финалу первого эпизода, когда на фоне титров пойдут архивные кадры из криминальной хроники. В целом же сериал и заложенную в его названии метафору можно описать репликой одного из полицейских, брошенной мимоходом в разговоре с коллегой. Сначала тот замечает: «Моя мама всегда говорила, что в отношениях один человек — это сад, а другой — садовник», а когда его спрашивают «и что это должно означать?», лишь пожимает плечами «да чёрт его знает!».
В России сериал вышел в онлайн-кинотеатре «Амедиатека».