А у моря под мостом нашли девушку с хвостом: мистический детектив «Русалки»
Петр Федоров, Дарья Мороз, Иева Андреевайте в русском ремейке израильского сериала — на Кинопоиск и Wink
Маленький приморский городок на юге России. В местной полиции переполох: на побережье находят обнаженный труп девушки, и почти одновременно — тела двоих рыбаков-цыган. Третий рыбак (Дмитрий Чеботарев) — глухонемой, он выжил, но страшно напуган — объяснить ничего не может (и не хочет), только знай себе рисует на стене зловещие знаки собственной кровью.
С телом девушки все еще загадочнее: в погибшей опознают Майю — местную красавицу, которая 17 лет назад пошла купаться и не вернулась. По всему выходит, что Майя тогда не утонула, а пребывала невесть где много лет и погибла только сейчас. Причем, как утверждает экспертиза, от обезвоживания. О насилии нет и речи — несчастная умерла девственницей. На вскрытии патологоанатом удивляется необычайно большим легким покойницы.
Ее родная сестра-близнец Рита (Иева Андреевайте) — амбициозная следовательница полиции, конкурирующая за интересные дела с педантичной коллегой в стильных костюмах (Дарья Мороз). Преодолев шок, Рита пытается докопаться до истины — несмотря на то, что ее отстраняют от работы. Вскоре она узнает, что некоторые ее близкие не те, за кого себя выдают. Странную игру ведет начальник Крылов (Мераб Нинидзе). Но настоящие потрясения еще впереди. Пропадет дочь Риты (Марта Тимофеева-Кесслер), которую в последние дни море манило и звало к себе.
Сериал «Русалки» сняла продюсерская компания Александра Цекало «Среда» и впервые о нем заговорили еще в 2017 году, когда начались съемки. Это ремейк израильского проекта «Битулот» («Девственницы»), переживший 3 сезона и довольно известный у наших сериаломанов под названием «Русалки». Удержаться от сравнения двух сериалов невозможно, что я и сделал, благо израильский оригинал до сего дня не видел.
Объективности ради сначала посмотрел наш ремейк (ведь обычно что первое попадется на глаза, то потом и нравится). У команды Цекало получился довольно традиционный триллер с нарастающей мистической составляющей. К суровой Рите напропалую клеится напарник Матвей, прибывший из Казани (Петр Федоров), о нем же вздыхает полицейская экспертша (Анна Цуканова-Котт) — какой же сериал без романтической подоплеки. Благодаря названию с первой же серии зритель знает то, о чем пока не подозревают герои — русалки существуют. Ставка явно сделана на глянцевую картинку: «Русалка» — это страшная, но красивая сказка, где прекрасное тело погибшей максимально зрелищно уложено на песок.
А что же израильский исходник? Эстетически и эмоционально это нечто совершенное иное, несмотря на идентичность сюжетного скелета. Никакой пригламуренности и красивостей — это не сказка, а драма. С первых кадров задается мрачная интонация надвигающейся катастрофы. Социальная подоплека представлена ярче и выглядит достоверней: проблемы с арабскими беженцами и бедуинами в Израиле действительно существуют, они не выглядят фальшиво (у нас их заменили на несколько карикатурных цыган).
Погибшую находят не на идеальном песочке, а посреди грязных бетонных развалин, и она не безупречная красотка, как у нас, а нелепо застывшая толстуха (смерть не бывает красивой). Так из мелочей у израильтян создается правда жизни, фиксируемая крупными планами нервной, дерганой камерой — простой и эффектный прием, создающий иллюзию документальности (у нас любит так снимать Валерия Гай Германика).
Мистическая линия у израильтян обещает стать почвой для метафор о природе человека, об истоках семейных трагедий, о последствиях нелюбви. У нас ведь этот набор тоже присутствует, но в менее выраженном виде — он тонет в сказочке, в репликах, которые наши актеры произносят как-то уж совсем театрально и неестественно.
Наш сериал не делает зрителя соавтором, как израильский. Все происходящее максимально заключено в текст — актерам не дают играть молча, что дало бы возможность додумать, догадаться, предвосхитить.
Создатели «Русалок» почему-то промахнулись даже с местом действия. Код региона на автомобилях — 30 RUS, говорит о том, что это Астраханская область — так что море в вымышленном городке Логань, стало быть, Каспийское. Но в нем, как известно, нет дельфинов. А эти животные — важная деталь сюжета: их видит в страшных грезах дочь Риты, например. К тому лишенный связи с Мировым океаном Каспий — суть озеро, а это убивает половину легенды. Хотя что тут говорить после замены главного трупа на более красивый.
В итоге русский сериал кажется более-менее типичным детективом, где все есть — следователи, трупы, конфликты на работе, любовные линии (ни дать ни взять «Тайны следствия»), к которому не очень ладно приделали то и дело отваливающийся миф.
«Русалки». Мистика, детектив, триллер. 16 серий.
Режиссер: Саша Кириенко.
В ролях: Иева Андреевайте, Петр Федоров, Михаил Горевой, Дарья Мороз, Евгения Дмитриева, Вера Воронкова, Мераб Нинидзе, Константин Воробьев, Евгений Антропов, Марта Кесслер, Северия Янушаускайте, Анна Цуканова-Котт, Мария Шумакова и др.
Где смотреть: Онлайн-кинотеатры Wink и Кинопоиск с 10 сентября.