«Предложение», от которого нельзя отказаться: предыстория культового фильма
Сериал Paramount+ о создании «Крёстного отца»
Голливуд, начало 1970-х годов. Альберт С. Рудди (Майлз Теллер), молодой и амбициозный продюсер, мечтает вырваться из сферы опостылевших ему сериалов на простор большого кинематографа и подыскивает подходящий проект, за который можно ухватиться обеими руками. В это же время студии Paramount — и прежде всего её главе, эксцентричному Роберту Эвансу (Мэттью Гуд), — также необходим громкий хит, чтобы удержаться на вершине рейтингов. Мечтает об успехе и писатель Марио Пьюзо (Патрик Галло), до того выпустивший не слишком востребованный роман про сложности итальянских эмигрантов в США, а затем (по совету жены) взявшийся за книгу о мафии. Интересы всех этих людей — плюс примкнувшего к ним Фрэнсиса Форда Копполы (Дэн Фоглер), режиссёра уже довольно известного, но при том пользующегося славой несговорчивого упрямца, — сойдутся на съёмочной площадке экранизации нашумевшего романа «Крёстный отец». Плюс не стоит скидывать со счетов представителей самой мафии, не очень заинтересованных в привлечении к себе лишнего внимания и решающих не оставлять процесс без контроля.
Как известно, любому грандиозному успеху предшествует длинная история взлётов, падений и прочих сопутствующих проблем. И сериал «Предложение» — это довольно подробная летопись таких вот сложностей, сопровождающих практически каждый большой проект на «фабрике грёз». Отдельную иронию судьбы можно усмотреть в том, что главного героя здесь изначально должен был сыграть Арми Хаммер, впоследствии «отменённый» в Голливуде из-за всплывших нелицеприятных подробностей его биографии. Впрочем, Майлз Теллер, известный по фильму «Одержимость», с возложенной на него задачей справился достойно. Его герой (в реальной жизни справивший уже 92-й день рождения) проявляет удивительную выдержку, разрываясь между капризными творцами, деспотичными продюсерами и делегатов от мафии, одновременно и заворожённых кинопроцессом, и представляющих собой смертельную угрозу: особенно хорош Джованни Рибизи в роли одного из таких боссов.
Впрочем, сериал всё-таки является не документальной хроникой событий, а скорее набором «исторических анекдотов». Как отмечает создатель сериала Майкл Толкин («оскаровский» номинант за сценарий к «Игроку» Роберта Олтмана): «всё, что было у меня на руках изначально — пятиминутная сцена ссоры Пьюзо с Фрэнком Синатрой (известный певец стал одним из прототипов романа). Так что мне требовалось дописать остальные 9 часов 55 минут до намеченного формата». Вот в кадре появляются молодые Роберт Редфорд и Аль Пачино, против кандидатуры которого активно протестовала студия, указывая на его неизвестность широкой публике. Вот Коппола и Пьюзо составляют трогательный творческий дуэт, на пару придумывая для будущего фильма яркие сцены, но оказываясь не в состоянии закончить сценарий в заданные строки. Вот верная помощница Рудди, его весьма энергичная секретарша Бетти МакКарт (сыгранная Джуно Темпл), делает для продвижения творческого процесса больше, чем все студийные боссы вместе взятые: впоследствии Бетти сама станет актёрским агентом и будет работать с такими звёздами, как Том Селлек и Джордж Клуни.
Всё это довольно забавно выглядит — хотя временами кажется набором необязательных скетчей, — и разыграно впечатляющим звёздным составом, но стоит учесть, что в полной мере удовольствие от просмотра «Предложения» можно получить в том случае, если вы уже сами смотрели «Крёстного отца». Если же нет, то эти десять часов лучше потратить на знакомство с оригинальными фильмами, ныне считающимися классикой кинематографа и повлиявшими на огромное число гангстерских лент, вышедших впоследствии. Ну а сервису Paramount+ в случае успеха этого сериала не составит проблем найти материал для новых эпизодов: трудная история создания антивоенной драмы «Апокалипсис сегодня», другого киношедевра Копполы, вполне тянет на ещё один сезон.