15-летний стендап-комик в сериале «Пингвины моей мамы»

Современная и неожиданная история про взросление, которое легким не бывает

15-летнему Гоше (Макар Хлебников) не слишком комфортно и в школе (перманентный буллинг, токсичная училка) и дома, где мать (Александра Урсуляк) при попустительстве не смеющего ей возразить отца (Алексей Агранович) увлеченно усыновляет все новых детдомовских детей — не замечая, как ее добрые намерения превращаются в испепеляющий напалм.

Макар Хлебников в сериале «Пингвины моей мамы». Фото: KION

У Гоши отбирают комнату в пользу очередного усыновленного с тяжелой судьбой, и он спит на раскладушке на кухне. Но отдушиной парня стали не пиво и наркотики, как можно было бы предположить, а стендап. Гоша пробует себя как комик на открытых микрофонах в узнаваемых интерьерах «Stand Up Club #1» на Новом Арбате, где взрослые парни, конечно, стебутся над малым (называют его «злой п…к»), но все-таки принимают за своего. Сначала у Гоши толком не получается, но ему определенно есть, что сказать. Выйти к микрофону перед пьющими пиво людьми — единственный для него способ не лопнуть от неизбежных в отрочестве претензий к миру, обдающему ледяным холодом.

Алексей Агранович в сериале «Пингвины моей мамы». Фото: KION

В первую очередь сериал «Пингвины моей мамы» (на KION с 6 октября) — это история взросления подростка, поданная нетривиально и без оттенка стылой безысходности, как, скажем, это всегда было у Валерии Гай Германики. Это уже третий российский сериал про стендап-комика (после «Я не шучу» и «Готовы на все»), но первый, так полно раскрывающий суть этого интимного эстрадного жанра. Стендап-комик выходит на сцену не потому, что жаждет вас смешить, а потому, что если не выйдет, то умрет — ну или хотя бы сойдет с ума. Комик переводит на язык иронического анализа свои самые болезненные переживания, о которых не всякому психотерапевту расскажешь. А поддавшему залу — пожалуйста. И его монолог — это не просто рефлексия, а еще и перчатка, брошенная мирозданию; все вместе это действует исцеляюще — и на комика, и на зрителя.

Александра Урсуляк в сериале «Пингвины моей мамы». Фото: KION

Макар Хлебников — а это, конечно же, сын режиссера Бориса Хлебникова («Аритмия», «Шторм») в первой в своей жизни роли очень органичен: на сценах в клубе полное ощущение, что он не играет начинающего комика, а в самом деле говорит от себя (по факту тексты ему писали реальные артисты стендапа). Его Гоша зол, не озлоблен — скорее, тихо офигевает от того, что происходит вокруг.

Макар Хлебников в первой в своей жизни роли очень органичен. Фото: KION

Хлебников-мл., безусловно, талантлив, но, возможно, секрет органичности еще и в том, что режиссер Наталья Мещанинова («Комбинат «Надежда», «Красные браслеты», «Сердце мира», сценарий «Аритмии») знает Макара с малолетства в силу давней творческой дружбы с его отцом. Кроме того, Мещанинова обладает редчайшим даром воссоздания на экране жизни как она есть, со всем богатством оттенков — тем более, что в «Пингвинах…» она еще и соавтор сценария (совместно с автором идеи Закой Абдрахмановой).

Мать Гоши — не циничная тварь, усыновляющая детей госпособий ради, ей искренне жаль сирот и она полна желания их спасти. Фото: KION

В бэкграунде страданий молодого комика спряталась еще одна интересная тема. Мать Гоши — не циничная тварь, усыновляющая детей госпособий ради, ей искренне жаль сирот и она полна желания их спасти. Но у нее явная педагогическая глухота и парадоксальные проблемы с материнским инстинктом. Годами выстраивая, как ей кажется, идеальную многодетную семью и охотно рассказывая о ней в интервью журналистам, она добилась только одного: сделала несчастными всех, включая себя. «Иди в жопу, шлюха!» — говорит ей утром свежеусыновленный мальчик с искореженной предыдущими взрослыми психикой. «Иди в жопу!» — рифмует прошедший день разозленный муж. Такого радикального, но обескураживающе честного ракурса на родительство я, пожалуй, в сериалах еще не видел.

После первых трех серий есть ощущение, что это очень жизнеутверждающая история. Фото: KION

Ужасно подмывает рассказать, причем тут пингвины, но был бы спойлер: в общих словах, это про неосознаваемое лицемерие героини Александры Урсуляк и когда детство окончательно машет тебе крылом (в данном случае пингвиньим, ни слова больше).

На счастье мамы Гоши у нее есть Гоша. Несмотря на то, что у него хватает своих жизненных рифм (в школе хором блюют дети — инфекция, и как-то понятно, что от Гошиной школы только что и блевать) и есть за что ненавидеть мать, он — единственный лучик, который может в этой истории всех спасти.

Герой Макара Хлебникова зол, не озлоблен — скорее, тихо офигевает от того, что происходит вокруг. Фото: KION

Сюжетные трещины в «Пингвинах…» тоже есть, но они, едва мелькнув, тают в дымке плотной драматургии. Упомяну разве что одну: в школе учительница терроризирует Гошу за неподобающую прическу — а он всего-навсего развесисто кудряв. Смею заметить, что в Москве подобная коллизия вряд ли возможна: в столичных школах, скорее, не дождешься осуждения со стороны педагогов, даже если будешь красить волосы каждый день в новый цвет.

После первых трех серий есть ощущение, что это очень жизнеутверждающая история. А Мещанинова других и не делает.

Сюжетные трещины в «Пингвинах…» тоже есть, но они, едва мелькнув, тают в дымке плотной драматургии. Фото: KION

«Пингвины моей мамы». Драмеди.
Режиссер: Наталья Мещанинова.
Авторы сценария: Зака Абдрахманова, Наталия Мещанинова, при участии Евгения Сидорова, Михаила Кострецова, Саши Малого.
В ролях: Макар Хлебников, Алексей Агранович, Александра Урсуляк, Надежда Иванова, Павел Попов, Ирина Бакина, Саша Присмотров-Белов, Заур Гюльахмедов, Платон Саввин, Саша Малой, Евгений Сидоров, Михаил Кострецов, Андрей Максимов, Денис Власенко, Дарья Савельева, Степан Девонин.
Где смотреть: онлайн-кинотеатр KION с 6 октября.

Exit mobile version