Вышел школьник из тумана, вынул злобу из кармана: сериал «Новенький-2»
Педагогическая поэма про буллинг в среде подростков пытается стать интригующим триллером
Сериал «Новенький» вышел в прошлом году, был опубликован на YouTube, где имел успех (первую серию посмотрели почти 7 млн раз) — его подхватил популярный видеосервис Start, инициировавший второй сезон. Помимо этого, «Новенький» нашумел не где-нибудь, а в «Тик-Токе», его разобрали на фрагменты. Сериал активно смотрят и обсуждают подростки и это прекрасно — пожалуй, со времен «Чучела» Ролана Быкова о школьном буллинге не говорили так громко и отчетливо (фильмы об этом, конечно, были, и хорошие, но тут, простите, 7 млн только в YouTube).
И это при том, что «Новенький» придуман и реализован отвратительно — даже по меркам отечественной сериальной индустрии. Плохо в «Новеньком» буквально все. Поверхностный, однослойный сценарий, исключительно деревянные диалоги, предельно шаблонная игра — даже в мелодрамах канала «Россия 1» такого уже давно не встретишь, неудачный кастинг — одного из десятиклассников играет давно бреющийся мужик, например.
Больше всего «Новенький» напоминает театральную пьесу — и это не комплимент; особенно в финале первого сезона, где все построено на монологах-исповедях школьников, обличающих себя и лицемерных взрослых. Но то, что уместно в театре с его системой условностей, нелепо выглядит на экране, где зрителю важно раствориться в создаваемой вселенной. Ты по-прежнему видишь лишь молодых актеров, которые более-менее хорошо читают текст от лица своих героев, и выглядит это максимально вторично.
Но, повторюсь, не этим был хорош «Новенький»: да, художественная ценность сериала стремится к абсолютному нулю, зато педагогическую трудно переоценить. Как пособие по буллингу и и его последствиям (не только для жертвы, но и для ее преследователей), сериал получился совершенно непревзойденный. Смотреть на классных часах — не пересмотреть, хотя бы те самые финальные монологи.
То, что второй сезон будет другим, понятно уже на вступительных титрах. Они тут не просто титры и титры, как в первом сезоне — тут над ними поработал дизайнер. Сезон начинается с того, что находится Макс, пропавший неведомо куда после жесткача (Глеб Калюжный). Он просто нашелся, но молчит — то ли в силу стресса (совсем как герой этого же актера в фильме «Я свободен»). Это переводит фокус с напряженного психологизма («Что же мы наделали?») в духе советских педагогических эпопей на интригующую тайну («Где он пропадал и кто виноват?», привет «13 причинам почему»). Педагоги школы сходятся в клишированном, но понятном треугольнике: психолог считает детей кончеными уродами, олицетворяющая гуманизм учительница литературы ему оппонирует, а карикатурная директриса с каноническим пучком на голове стремится не выносить сор из избы и плевала она на детей.
Продюсеры второго сезона попытались избавиться от значительной части педагогического нудежа (тема выпита до дна в предыдущих сериях) и собрать из имеющихся деталей какой-никакой триллер с более-менее динамичным сюжетом. В сериале появляется «заброшка» — руины спортивного интерната советских времен, где в 80-е произошло что-то страшное с одним из учащихся (этому посвящена флэшбек-линия). Ребята пытаются раскопать детали старой истории, но кое-кто из взрослых не слишком этому рад — скелет норовит вывалиться из шкафа. Тот ученик был образцовым абьюзером — и он очень плохо кончил. Конечно, его трагическая судьба послужит героям нового времени уроком.
Отец намерен увезти молчащего Макса в Москву, но в конце первой серии тот опять пропадает. В школе появится еще одна новенькая — Рита (Алена Васина), яростная противница буллинга (не в пример ее сомневающимся одноклассникам).
Но многое перекочевало из первого сезона. Увы, диалоги не стали лучше: они по-прежнему нисколько не напоминают живую человеческую речь («Мне нужно закрыть ряд вопросов», — говорит отец Макса его матери, вы серьезно?), а интонации все так же отдают махровой театральщиной в худшем смысле этого слова. Правдоподобие игры даже неловко обсуждать — увидев, как мать Макса рыдает, Станиславский бы утопился.
Осталось прежним цветовое решение картинки — как бы документальное, но по факту скучное и плоское, как в первых русских сериалах в 90-е. Задав было новый темп, авторы вдруг начинают цедить фабулу по капле — в первой серии второго сезона много смысловых пауз, когда то и дело почти по минуте просто показывают Соню (Анна Демидова) в разных ракурсах под рэпчик. Вероятно, цель этого приема — обнажить глубокие внутренние переживания девушки, но почему-то в голову приходит другое — они просто не придумали, что тут можно показать еще. Динамизма ради мизансцены перемежают клиповые пролеты камеры, но смотрятся они вставными зубами.
Обескураживает теглайн сезона: «Почему девочки убивают?», от которого веет творческим бессилием (есть еще много выдающихся сериалов, слоганы которых можно переделать на свой лад).
В общем и целом даже тюнингованный «Новенький-2» остался при своих: это старательная, но на редкость неумелая по многим параметрам работа. Которая, впрочем, может парадоксально выстрелить во второй раз и послужить делу воспитания подрастающего поколения. Не зря же в паре сцен появятся реальные звезды «Тик-Тока» — маркетинг отчаянный, но, возможно, действенный.
«Новенький-2».
Социальная драма, психологический триллер.
8 серий по 38 минут.
Режиссеры: Оксана Барковская, Ирина Гурьянова
В ролях: Глеб Калюжный, Анна Демидова, Виталий Щербина, Елизавета Запорожец, Иван Рысин, Екатерина Абразакова, Иван Непомнящий, Ярослав Костопыринский, Анка Бессонова, Иван Лаврухин, Анастасия Могучева, Елизавета Говорова, Артем Давыдов, Василий Симонов, Дарья Щербакова и др.
Где смотреть: видеосервис Start с 12 августа.