Дочь великого режиссера теперь выпустила сериал «Номинация» о нравах в российской киноиндустрии
Актриса Надежда Михалкова дебютировала как режиссер сериала — 4-серийный проект «Номинация» 7 февраля вышел в онлайн-кинотеатре Okko (до сих пор в ее режиссерском багаже были только одна короткометражная и одна полнометражная работы). Она сама снялась в главной роли, еще одну сыграла ее старшая сестра Анна Михалкова. Обе играют актрис — дочерей великого режиссера, они тоже сестры, причем героиня Надежды тоже дебютирует как режиссер. Не завязка, а лента Мебиуса.
Молодую актрису Веру Истомину (Надежда Михалкова) утвердили на роль в большом голливудском проекте. На радостях она дает интервью ведущей youtube-канала (камео Катерины Гордеевой), где говорит все, что думает об отечественном кино: «Какое будущее у киноиндустрии России? Будущего нет. Давайте для начала перестанем эти жалкие попытки называть индустрией», «Кино в этой стране делает узкий круг: если ты даже очень талантлив, но не свой, хрен ты куда пробьешься», «То, что они снимают, они даже не смотрят» и т. п. Голливуд обламывается, а на родине Веру снимать больше этого интервью снимать не хотят. Ее сестра Татьяна куда более успешна: снимается без продыху — правда, в массовой тележвачке, а ей хочется фестивального артхауса.
Их мать, властная старуха и в прошлом звезда кино Агафья Александровна (Людмила Максакова) возглавляет кинематографический фонд имени своего почившего 16 лет супруга-режиссера Алексея Истомина. Фонд погряз в коррупции и уже вызывает интерес у контролирующих органов, поскольку вдова увязла в иллюзиях относительно масштабов своего величия и отвлекалась на молодого любовника (Владимир Мишуков). Ее фонду срочно нужно снять хоть какой-то фильм, чтобы избежать уголовки, а тут еще Вера по пьяни публично наплела, что участвует в проекте в претензией на Канны. В итоге мать поручает фильм ей.
Но сценарий ужасный, и Вера самовольно меняет его на последний текст своего отца — неснятую им сложную деревенскую притчу «Исход», и уговаривает на одну из ролей свою сестру.
Режиссер Надежда Михалкова напоминает нам, какое это адски сложное и неблагодарное дело — кино, требующее от режиссера предельной самоотверженности: спонсор требует взять на роль свою подстилку, актеры никак не могут вникнуть в замысел, уходит то свет, то дым, то дождь не в тему. В итоге постановщик постоянно перед компромиссом: снимать так, как велят обстоятельства или рвать сердце и следовать идее.
Параллельно съемкам «Исхода» сестры разбираются в отношениях с матерью, которая после смерти мужа существует в удобном образе злобной карги — но на самом деле, конечно, где-то глубоко внутри нее тоже живой человек.
Очевидно, что в этой роли и в этом фильме Надежда Михалкова визуализирует собственную рефлексию. Найти себя, будучи кинопринцессой по праву рождения, наверняка непросто. Особенно, если твоя сестра и впрямь гораздо успешнее в профессии: «С такой фамилией ты еще ничего не сделал, а тебя уже либо любят, либо ненавидят».
Но внешне драматическая, «Номинация» полна самоиронии. Вера Истомина ведет себя как дура — ну разве можно хвастаться заграничным контрактом, если даже съемок еще не было? А связь героинь с актрисами, их сыгравшими — это составная и явно намеренная часть метасюжета. Невозможно же смотреть сериал, забыв, кто играет главных персонажей — но в том-то и задумка.
Временами сериал приобретает почти сатирическое звучание. Агафья Истомина, окопавшаяся в своем дворянском поместье в окружении слуг, всю жизнь играла народных героинь в фильмах мужа, будучи от этого народа страшно далека. Она и сегодня с обидой вопрошает: «а я что, не народ?» и считает, что заслужила право разворовывать казенные деньги. Но сытое время уходит: ее уже обставил хитрый клерк фонда, сместивший ее с престола. Функция униженной совести человеческой поручена Георгию Семеновичу (Сергей Петров) — ближайшему другу и соавтору Истомина. Его не сразу пускают за шлагбаум элитного поселка на ужин в память о друге — не вписался в элиту, как Истомины, а принесенный им тортик («Алексей очень любил…») брезгливо поручают принять прислуге.
Вера мечется, психует, бракует актрис, идет на большие жертвы, чтобы закончить съемки. В сюжете ее картины пожилая женщина запоздало понимает всю суть материнской любви — эту роль вдруг вытребовала себе мать Веры. Две линии — кино и жизни, наконец, окончательно сплетаются, на передний план выходят отношения дочерей и матери. Тот самый фильм тоже снят, но никому уже не нужен.
У Феллини в его гимне творчеству «8 1/2» герой-режиссер останавливает съемки фантастического фильма и мучительно ищет Идею, отрешаясь от всего мирского, погружаясь в себя. Сегодня эта коллизия выглядит неправдоподобной: такого режиссера вышвырнут вон и наймут другого. По Михалковой, пространство для режиссерского поиска скукожилось до микроскопических размеров. Но пробовать снимать фильмы можно еще и еще, в отличие от любви, которую не подаришь задним числом.
С одной стороны, «Номинация» — это полный шпилек и персональной режиссерской боли гимн кинематографу, а с другой — простая человеческая история. Жаль, что сериалу не хватило динамики, напряжения и внятности, и что значительную часть хронометража он представляет собой индустриальную драму для своих.
«Номинация». Драма, 4 серии.
Сценарий: Надежда Михалкова, Дарья Воротынцева, Маруся Трубникова, Сергей Козин.
Режиссер: Надежда Михалкова.
В ролях: Надежда Михалкова, Анна Михалкова, Людмила Максакова, Андрей Смоляков, Алексей Гришин, Владимир Мишуков и др.
Где смотреть: Okko с 7 февраля.