Наш колумнист Валентина ЛЬВОВА – о втором сезоне сериала Оксаны Байрак
Ирония какая-то – смотреть второй сезон сериала с названием «Ничто не случается дважды». Полагаю, к третьему сезону станет гораздо легче, поскольку если ничто не случается дважды, то про трижды ничего не сказано, а «ничто» так и не случилось, ибо случилось нечто.
В момент выхода первой части, каюсь, я часто использовала дома выражение «полный Байрак». Я понимаю, что Байрак – женщина, она режиссер и зовут ее Оксана. У нее есть премии и некое профессиональное признание. Но то, что она снимает…
Для меня по телевизору это выглядело так: смотришь на экран – заведующая столовой предается эротическим утехам среди мясных туш с прапорщиком. Отворачиваешься на рекламную паузу и не сразу включаешься – а там уже войнушка меж Грузинской ССР и Турцией в начале 90-х. Включишься на следующей серии – директриса детского дома спит с политруком. Снова отвернешься – а политрук уже ловит лунный свет в стакан с милой наивной красоткой.
Я тогда писала про эту историю, и был на сайте «КП» один очень адекватный отзыв: «Вопли-сопли-гарем-мордобой, и все орут, как на ток-шоу».
Изменилось что-то с тех пор? Ко второму сезону? Да. Оксана Байрак слегка успокоилась, дождь уже не хлещет из каждой сценарной дырки, чтобы максимально доступно объяснить зрителю эмоциональное состояние героев. Музыка стала тише. Звучит пианино (роялем это трудно назвать). Иногда скрипка, чтобы подчеркнуть нарастающую тревогу. Бывший политрук крадет дочь у возлюбленной, он стал богатым человеком и скрывается в экзотических странах. Возлюбленная вышла замуж, но не может забыть ни дочь, ни политрука. Хороший муж заводит любовницу, которая друг, товарищ и брат. Где-то растут, как грибы, незаконные дети у всех мужчин и даже брошенные младенцы у женщин.
Так и хочется воскликнуть в пространство: «Твин Пикс»! Я была не права в детстве, упрекая сериал в абсурде! У вас там все понятно, вы просто хотели узнать, кто убил Лору Палмер!»
И диалоги, эти уж прелестные диалоги. Ни слова в простоте. Например, любовница мужа основной героини говорит, что у нее тоже «есть сердечная мышца». Небанально, но неискренне: женщина, если воспринимаешь сердце, как мышцу, то подкачай ее. Ты же все равно речь репетировала. Лежишь в постели с чужим мужиком и вот так, «сердечная мышца».
А как бывший политрук общается со своей тоже любовницей (или не дошло у них до секса, или дошло до секса, но не совместного проживания, не знаю – отворачивалась на чистку картошки)?
Он: Мне доставляет удовольствие получать удовольствие от тех, кого я люблю. А ты мне просто нравишься.
Она: Я больше не приду.
И пианино, пианино рвется в бой во имя всех сентиментальных лирических тем, которые слышал в своей жизни композитор!..
Одна из главных проблем при просмотре: вы никогда не сможете понять, что случилось за те три минуты, пока вас не было перед экраном. Украли кого, убили, похитили в гарем, изнасиловали или сбили машиной. Зато, если первый сезон хоть как-то баловал разнообразием, во втором в момент включения телевизора вас чаще всего ждет один кадр: героиня, которая долго-долго смотрит на закат, на дерево или на волну, теребя в руках мобильник. Она на что-то надеется. Я же надеюсь, что продолжения не будет.