Нуар по-русски: «Молчание» — стильный ретродетектив с Леонидом Бичевиным
Где-то под Выборгом после войны писатель-неудачник ищет себя, а заодно и убийц
Вслед за привычной победной сериальной героикой в эфир Первого канала как-то незаметно встал свежий мини-сериал режиссера Дмитрия Петруня «Молчание», который совершенно не заслуживает того, чтобы его проигнорировать. Это очень симпатичный четырехсерийный проект, со знанием дела и большой любовью стилизованный под нуар.
1947 год. Бывший военный корреспондент, 35-летний Ганин (Леонид Бичевин), безуспешно пытаясь обрести себя в мирном ландшафте и стать писателем, приезжает из Ленинграда в поселок под Выборг. Здесь жил его отец, работавший милиционером. Считается, что он умер от сердечной недостаточности, но Ганин выясняет, что смерть была насильственной. Проводя собственное расследование, он знакомится с капитаном местного угрозыска Казанцевым (Александр Бухаров). Ганин на общественных началах помогает в этом и других расследованиях.
Помимо яркой детективной интриги с подтекстами, в «Молчании» есть еще кое-что — может быть, даже более важное, чем зигзаги сюжета. Это атмосфера поздних сороковых, созданная с невероятной для отечественной кино- и тем более сериальной индустрии тщательностью. Мы привыкли, что в силу разных причин — скудости бюджета, убогости сценарной и продюсерской мысли — атмосферу лепят, уж простите, из говна и палок. Например, в современных проектах все часто происходит в условных серо-металлических интерьерах, и это выдается за стиль. Напротив, вселенная «Молчания» — это вселенная вещей. Художник-постановщик провел грандиозную работу: потертая мебель, видавшие виды стены, пишущая машинка Continental с артефактами прожитого ею времени и тысяча других мелочей вокруг так и дышат эпохой. Разумеется, речь не о документальном воссоздании духа сороковых — скорее, это тонкая фантазия на заданную тему.
В каждой серии по несколько исключительно высокохудожественных в своей мрачности планов с живописнейшим светом, и это не считая в целом выдающейся операторской работы. Где это видано — сериалом как картиной любоваться, но «Молчание» именно такой случай.
На фоне всей этой красоты герой Бичевина переживает экзистенциальный кризис — часто сцены перемежаются его закадровыми размышлениями. Кажется, их читает другой актер — более зрелый, будто уже состарившийся Ганин вспоминает свои 35, и это придает настроению «Молчания» оттенок лирической грусти. Присутствия реального 1947-го — ни грамма: рефлексирующие писатели-неудачники — это типичная европейская история, но тут сомнений в ее уместности не возникает.
Причем сама по себе детективная интрига более чем достойна — в истории есть, например, жертва родительского абьюза (Петр Скворцов), вступивший в инцестуальную связь с сестрой, а затем ставший серийным убийцей вследствие расстройства личностной идентичности. Но как же обыденно все это выглядело бы без всей этой живописи.
Поначалу вспоминаешь «Крик совы» (2013) — отличный детектив также с привкусом нуара и тоже имеющий идейную связь с поствоенным синдромом. Но «Крик…» все же был более нарочитым и линейным проектом.
«Молчание» — сериал камерный и чрезвычайно деликатный, он красивый, а не красивенький, без пошлости и заигрывания — и как это у Петруня и всей команды получилось, загадка.
ДОСЛОВНО
Дмитрий Петрунь, режиссер: ««Молчание» — это дань уважения творчеству Алексея Германа. Конкретно к кинокартине «Двадцать лет без войны» — в мини-сериале есть к ней прямые отсылки. Этим объясняется и стиль нуар, в котором исполнена наша картина».
«Молчание». 4 серии. Драма, ретродетектив.
Режиссер: Дмитрий Петрунь.
Сценарий: Анастасия Истомина.
В ролях: Леонид Бичевин, Александр Бухаров, Маша Андреева, Алексей Розин, Екатерина Зорина, Ксения Лукьянчикова Надежда Мельникова и др.
Где смотреть: Первый канал, 10-13 мая, 21.45; kino.1tv.ru