Я волк, я шагаю в ад: Бурковский, Мороз и Пересильд в триллере «Медиатор»
Психолог-манипулятор растит дьявола в душе в сериале по сценарию Анны Козловой
Талантливый психолог, готовый действовать вне рамок морали и закона — один из основных бродячих сюжетов в мировой поп-культуре. Переживающая взрывной бум сериальная индустрия России не смогла остаться в стороне — вспомним «Триггер» (2020) с Максимом Матвеевым и «Псих» (2020) с Константином Богомоловым.
Настал черед Андрея Бурковского, у которого в сериале «Медиатор» наконец-то случилась по-настоящему главная роль. Теперь даже неловко вспоминать, что яркий драматический актер, втихую переигравший Александра Петрова в «Звоните Ди Каприо!» (2018) и не затерявшийся среди звезд в труппе МХТ им. Чехова, когда-то промышлял площадной клоунадой в КВН и снимался в скетчкоме «Даешь молодежь!» для СТС. При этом Бурковскому всего 37 и, похоже, он только начал нас удивлять.
В новом проекте по сценарию той самой Анны Козловой («Краткий курс счастливой жизни», «Садовое кольцо») его герой — профессиональный переговорщик Андрей Павлов, тот самый медиатор. В органах его готовы на руках носить: беглеца-срочника он в два счета убеждает отпустить заложников и сдать оружие, а школьницу, замершую на арке моста, отговаривает от суицида. Он блестящий манипулятор, тонкий знаток человеческих глубин.
Разумеется, редкий дар в свою очередь манипулирует им самим. Павлов востребован и вне официальной работы: схоронившая отца-абьюзера дама (Дарья Мороз) нанимает его, чтобы отвадить от наследства нелюбимого братца (Даниил Воробьев), а жестокосердая мать (Виктория Толстоганова) просит организовать чудовищную провокацию против собственной дочери (Ирина Старшенбаум), чтобы наставить ее на путь истинный.
Павлов наслаждается собой и купается в деньгах, еще не осознавая, как им овладевает дьявольское начало. Помогая другим, он множит зло — и большой вопрос, успеет ли он это понять до точки невозврата (приветик «Фаусту»). Журналистам показали только первую серию и сложно сказать, насколько захватывающе разовьется заявленная экспозиция, но пока все выглядит как претензия на нечто очень значительное.
«Медиатор» безусловно хорош тем, что он максимально привязан к месту и времени. В нем узнаваемые ландшафты, многоэтажки и квартиры — ты понимаешь, что это все может происходить где-то рядом с тобой прямо сейчас. Это классово отличает сериал с Бурковским от «Триггера» с Матвеевым — в последнем картинку умышленно (и совершенно зря) лишали всякой схожести с реальностью, все происходило в каких-то мертвых, условных кабинетах.
На то, чтобы зритель прочувствовал вселенную «Медиатора» как родную, работает и саундтрек. Настроение на вступительных титрах задает песня 2017 года Left Alone Аллана Реймана («Позволь мне показать холодную грязь, эту землю. Это жизнь преследует тебя. Я волк, я иду один…»), но затем звучат сплошь русскоязычные инди-композиции — смутно узнаваемые, но из разряда «никак не припомню, кто это поет». Как оказалось, это была сознательная стратегия: искали отвечающие дыханию времени треки, но брали не очевидный мейнстрим, а то, что стоит сразу за ним. Это помогло сохранить рефлективную интонацию: «Медиатор» — это сериал о том, что происходит внутри людей, а не о том, что они говорят и что делают.
В проекте 16 серий. 10 покажут этой весной, а 6 оставшихся в виде второго сезона — осенью. На Start такой разрыв объясняют тем, что смотреть 16 серий по эпизоду в неделю, да еще с майскими праздниками посередине, как-то не комильфо. Обещают, что точки зрения логики повествования все будет в порядке.
«Медиатор» — первый опыт коллаборации видеосервиса Start с продюсерской компанией Игоря Толстунова «Профит». Господин Толстунов просил считать «Медиатор» остросюжетной драмой — видимо, отсюда и выбор режиссера. Им стал Артем Аксененко, что несколько снижает градус ожиданий: сложно рассчитывать на что-то по-настоящему многослойное после его треш-триллера «Лапси» и боевика «В клетке». С другой стороны, выдался шанс понять, что продюсерское (а не режиссерское) кино — это тоже здорово.
«Медиатор». Остросюжетная драма (психологический триллер), 10 серий.
Режиссер: Артем Аксененко.
Автор сценария: Анна Козлова.
Оператор-постановщик: Дмитрий Савинов.
В ролях: Андрей Бурковский, Юлия Пересильд, Дарья Мороз, Ирина Старшенбаум, Виктория Толстоганова, Евгения Симонова, Дарья Мельникова, Даниил Воробьев, Марьяна Спивак, Дарья Жовнер, Антон Кузнецов, Анастасия Микульчина и др.
Где смотреть: видеосервис Start, с 16 апреля.