18 марта вышла долгожданная премьера режиссерской версии «Лиги Справедливости» — обновленная версия фильма 2017 года, за которую фанаты сражались 4 года
В 2017 году вышел фильм «Лига справедливости». Если отбросить все «но», то это «Мстители», но с персонажами из вселенной DC. Учитывая то, что «Человек из стали» и особенно «Бэтмен против Супермена» получились весьма средними, надежд на объединение героев было немного. Изначально режиссёром картины назначили Зака Снайдера, однако он не смог закончить работу — вмешались жизненные обстоятельства (самоубийство дочери) и творческие разногласия. В итоге «Лигу справедливости» доделал Джосс Уидон. Отдельные сцены были пересняты, а общий хронометраж был урезан — Снайдер считал, что обилие новых персонажей не позволяет сокращать фильм до двух часов, а новый режиссёр спокойно пошёл на подобные требования.
«Лига справедливости» с треском провалилась. Пересъёмки раздули бюджет до 300 миллионов долларов, но фильм собрал лишь 657 — учитывая отчисления кинотеатрам, это большой провал. Критики без энтузиазма отругали картину, а зрители ничего не поняли из-за сумбурного повествования. Однако было известно, что существует большое количество материала, отснятого Снайдером. У фанатов серии появилась надежда, что режиссёр сможет реанимировать провальный фильм. В итоге «Снайдеркат» вышел на стримингах, но реанимация не удалась.
Что поменял Снайдер?
Снайдер поменял почти всё. Его версия не влияет на развитие вселенной, так что режиссёр получил творческую свободу. По его словам, фильм 2017-го года лишь на четверть состоит из материала, снятого Снайдером, так что возможность для создания буквально нового фильма была. Об этом говорит и хронометраж — 4 часа. Обсуждалась идея деления фильма на части, но вряд ли в этом был смысл.
Экшена много, но он скучный
Картина поделена на 6 частей, но деление очень условное. Ещё раз — «Снайдеркат» длится 241 минуту. За это время случается 5-6 крупных сражений, уже после третьего чувствуешь усталость. Дело отнюдь не в масштабе сцен, а в их однообразии. Если видел первую битву, то видел и все остальные — в конечном итоге перестаёшь понимать, что и зачем происходит на экране. Исход всегда предопределён, герои даже не попадают в критические ситуации, которые могут привести их к смерти. Они бесконечно врезаются в стены, крутятся в воздухе и кричат.
Фильм 2017-го года ругали за плохие спецэффекты. Снайдер получил 70 миллионов долларов на их доработку, однако больших изменений нет. Финальное сражение действительно стало выглядеть намного лучше, чем в оригинальном фильме, но большую часть картины так и ждёшь появления зелёного экрана. Особенно плохо выглядят сцены с Чудо-Женщиной. Точнее, с Галь Гадот — её персонаж так и остался деревянным. Есть ощущение, что люди рисовали мультфильм, а потом добавляли в него лицо (прекрасное) и тело (замечательное) актрисы.
Бесконечное «слоу мо» может вывести из себя даже стойкого зрителя. На 10 раз уже теряешь ощущение важности момента, при этом эпизодов с замедлением тут несколько десятков. Каждый раз тебе шепчут: «Смотри, это очень важный и напряжённый момент», чтобы повторить эти же слова через минуту. Если бы не замедление, то фильм длился бы не больше 3 часов.
Герои остались пластмассовыми
К прошлой «Лиге справедливости» было много претензий из-за недостаточного развития персонажей. Кино выходило до сольных картин новых героев, так что обвинения были логичными. Огромный хронометраж вселял надежду на нормальное раскрытие персонажей, но чуда не случилось. Зак Снайдер говорил, что Киборг — сердце фильма, однако единственным нормальным персонажем так и остался Барри Аллен, он же Флэш. Пожалуй, в новой версии он стал намного лучше, чем в предыдущей. Среди всех героев он единственный, кто ведёт себя как человек. Шутит, боится, пытается с кем-то заговорить — на фоне пластмассовых кукол персонаж Эзры Миллера кажется чем-то инопланетным.
Бен Аффлек играет Бэтмена так, будто его заставили. Аквамен смотрится органично, но для него написали минимум реплик. Киборг — просто карикатура, Супермена в фильме немного. А Чудо-Женщина в «Лиге справедливости» — это просто Галь Гадот, но точно не отдельная героиня. Выходит, что в двух вариантах сценария никто и не думал раскрывать героев, а увеличение экранного времени помогло только Флэшу.
У всех одинаковые способности
И «Мстители», и «Стражи галактики» построены по простому принципу — силы супергероев по-настоящему заработают, если они объединятся. Каждый персонаж дополняет другого, что создаёт новые способности. «Лига справедливости» работает по другому принципу. Например, способности у всех (кроме Бэтмена) одинаковые. Персонажи летают и быстро двигаются. Один раз Флэш использует свою скорость в максимальном значении, а Киборг управляет сложным компьютером — в остальных случаях все только и делают, что быстро летают. Чудо-Женщина и Аквамен нужны только для того, чтобы познакомиться с зрителями перед сольными фильмами. А Супермен просто Супермен — кажется, конкретно в этом фильме он не так и важен.
Представьте, что у вас есть 6 отмычек. Вы подходите к замочной скважине, перебираете отмычки в руках, а потом сжимаете их в кулаке и начинаете бить по замку. Добро пожаловать, вы приняты в «Лигу справедливости».
Фильм не способен удивить
Местами внутренняя логика фильма заставляет перематывать назад — постоянно кажется, что упустил какую-то важную деталь. Например, при штурме места, в которое невозможно пробраться (со слов персонажей), нужно снести купол. И уже через пару минут оказывается, что это можно сделать самолётом Бэтмена. Герои постоянно называют что-то невозможным и нереальным, чтобы через минуту удивить зрителя. Как и с баталиями, к середине фильма от этого устаёшь. Каждое новое свершение кажется логичным, ведь его уже назвали невозможным.
Лучше первой версии. Но хуже чем «Бэтмен против Супермена»
Конечно, «Снайдеркат» намного лучше, чем первая версия «Лиги». Вырезаны все идиотские шутки, выброшен вырвиглазный красный фильтр, написана нормальная музыка. При этом фильм всё равно хуже, чем не самый удачный «Бэтмен против Супермена». «БПС» намного интереснее визуально (особенно в сценах без драк), при этом он сохранял хоть какой-то нерв.
«Снайдеркат» — не провал, ведь он появился на фоне очень плохой первой версии. Если бы её не существовало, то кино сравнивали бы с «Хранителями» — и очевидно, что более ранняя работа Снайдера смотрится куда выигрышнее. Картина завалена экшеном, а нормальных диалогов всего несколько. Напоминаем, речь идёт о 4 часах. У Бертолуччи в «Двадцатом веке» за это время прошло полстолетия.
Поговорим о маркетинге
Кинокомиксы и маркетинг неразрывно связаны друг с другом. Если персонаж не нравится аудитории, то его экранное время сокращается — пожалуй, даже в телесериалах продюсеры не так пристально следят за вниманием зрителей. Но в данном случае возникает вопрос: неужели можно выпускать один и тот же фильм два раза? Скажем, есть «Тёмный рыцарь» Нолана. Неужели можно его перемонтировать и выпускать как новый фильм? Мы живём в эпоху ремейков, так что опыт «Снайдерката» может аукнуться в ближайшем будущем. Особенно с учётом культурных процессов, царящих в современном мире, ведь так можно прийти к «канцелингу» отдельных персонажей. Монтировать старый материал дешевле, чем снимать новый. Впрочем, это скорее риторический вопрос — если «Снайдеркат» выстрелит, то будем ждать экспериментов.
Стоит ли смотреть новую «Лигу справедливости»?
Если вы любите фильмы Зака Снайдера и комиксы, но прошлая версия «Лиги справедливости» показалась вам какой-то детской, то обязательно смотрите «Снайдеркат». Если любите ненапряжные кинокомиксы в духе «Стражи галактики», то смотреть не стоит. Если не любите комиксы в целом, то ответ вы знаете сами — 241 минута как-никак. Интересно, что самый успешный фильм DC за последнее десятилетие — «Джокер» Тодда Филиппса, в котором канон просто отвергается. Но каждый раз, когда соблюдается строгое соответствие комиксам, начинаются проблемы. В ближайшее время киновселенная DC начнёт перезапуск — с новыми Бэтменом и Суперменом. Возможно, стоит доверить контроль над франшизой Тодду Филлипсу. 10 лет назад Зак Снайдер получил карт-бланш, но у него не получилось, нужен свежий взгляд. В противном случае придётся монтировать одно и то же, и даже талант Снайдера не вытянет эти фильмы из болота.
ГДЕ СМОТРЕТЬ
Фильм «Лига справедливости Зака Снайдера» можно посмотреть с 18 марта в подписке эксклюзивно на КиноПоиск HD