Каким получился сериал «Карамора»: Данила Козловский придумал свой Marvel
Вампиры правят царской Россией и пожирают революционеров — только один герой способен бросить им вызов…
Караморами на юге России зовут больших комаров-долгоножек. У Максима Горького есть одноименный рассказ — довольно нудный, представляющий собой монолог бывшего революционера Петра Каразина по прозвищу Карамора, который волею судеб скурвился и стал работать на царскую охранку.
Героя Данилы Козловского (он вдобавок и режиссер, и продюсер) в сериале «Карамора» (смотрите на Start с 20 января) тоже зовут Петр Каразин — он анархист и организатор акций устрашения, но с третьим отделением (политический надзор и сыск) отношения тоже имеет. На этом параллели с забытым произведением революционного писателя заканчиваются. «Карамора» — не историческая драма: это в хорошем смысле комикс, взрывной аттракцион, где все происходит в альтернативной дореволюционной России.
Каразин узнает страшное, веками скрываемое: в империи орудуют вампиры — по договору с властью они выслеживают участников революционного подполья и натурально выпивают их кровь и пожирают мозг. И самим приятно, и для царского режима полезно. Особенно хорош в образе вампира Руневского Филипп Янковский — и с пластическим гримом, и без.
Однажды так гибнет вся боевая группа Караморы — он один чудом остается жив, еще не зная, что его возлюбленную Алину (Дарья Балабанова) ждет что-то пострашнее, чем смерть. Потрясенный, он клянется биться с вампирьем из патриотических побуждений.
«Карамора» ошарашивает непривычной для российских сериалов масштабностью. Денег на нашем рынке не так много, отчего у нас преобладают камерные проекты. И вдруг неожиданный голливудский размах. Больше ста актеров, множество локаций. Козловский подчеркивает, что в «Караморе» почти нет компьютерной графики — каждый раз строили реальные декорации, даже если их предполагалось разрушить или сжечь. Сериал изобилует предельно натуралистичными сценами: кровь льется даже не ведрами — цистернами, вывернутые человеческие внутренности воссозданы с любовью к деталям. Драк с затейливыми умерщвлениями персонажей тоже предостаточно (избегайте пожарных конусов!), а список каскадеров в титрах включает фамилий сорок.
«Это сказка или миф о той эпохе. Я постарался переплести между собой сюжеты из истории, литературы того времени и абсолютный вымысел, приправив изрядной долей гротеска и иронии, — говорит автор идеи и сценарист Александр Фомин, историк по образованию. — Для знакомого с историей зрителя сюжет «Караморы» станет игрой, где приятно и весело находить отсылки. Те же, кто не так хорошо знаком с этим удивительным периодом, я надеюсь, полюбят эпоху Серебряного века так же, как и я».
В сериале полно камео исторических личностей. Так, герой случайно встречает молодого Маяковского и походя журит его за неудачную рифму, а в карпатской деревушке знакомится с пареньком, который представляется как Гаврило Принцип. «Ты же не сделаешь ничего плохого, Гаврило?» — говорит Каразин и отпускает пацана. Смех зрителей после этой сцены свидетельствует об их эрудиции: значит, помнят, что из-за сербского националиста Гаврило Принципа, убившего австро-венгерского эрцгерцога Франца Фердинанда, началась Первая мировая. А будут еще Столыпин, Лев Толстой, Шаляпин.
От шуточек действие взмывает к высокому пафосу: герои то и дело задвигают монологи, обличая классовое неравенство (или, напротив, оправдывая его). В какой-то момент действие лихо переносится в Грузию, где товарищ Коба уже совершил свою знаменитую «тифлисскую экспроприацию». Это уже не камео, а полноценный игровой персонаж — юный Сосо Джугашвили действительно вмонтирован в вымышленную реальность, где, помимо революционеров-подпольщиков, орудуют кровожадные вампиры. Карамора ненадолго влюбляется в сподвижницу Кобы — реально существовавшую Пацию (Нино Нинидзе). Что об этом скажут истовые поклонники вождя народов, которые, как известно, нередко лишены чувства юмора, покажет время. От вопросов на эту тему Данила Козловский отмахивается обеими руками и как мантру повторяет, что задачи кого-то обидеть не было и вообще реальность — альтернативная.
Замах Козловского очевиден: перед нами ни много ни мало попытка создать с нуля уникальную вселенную с собственным супергероем, сравнимую, чего уж там, с Marvel и DC. Еще «Карамору» хочется сравнить с «Гоголем», но там сценаристы опирались на литературное наследие классика.
Отдавая должное титаническому труду, все же нельзя не заметить отдельные занозы на в целом гладком полотне сериала. За первые три серии (всего их восемь), показанные прессе, так и не стало понятно, кто же такой Каразин и почему он сотрудничал с охранкой. Связь с Горьким тут, скорее, мешает — в рассказе герой, скажем так, совсем нехороший человек, а персонажа Козловского как-то полюбить надо.
Непонятно, как воспримет «Карамору» молодой зритель, вспоенный супергеройскими сагами и для которого все, что случилось раньше 2000 года, сокрыто пеленой мрака — хватит ли ему «аттракционности», чтобы, не чувствуя пасхалок для знатоков истории, досмотреть сериал до конца?
Да и взрослой публике может быть непросто. Интригующая вампирская составляющая вспыхивает в сюжете спорадически, в остальное время фэнтезийное начало звучит приглушенно, тональность сюжета почти проваливается в детективную драму. Дореволюционная эстетика преподносится как-то буднично, без упоения ею — как было, скажем, в «Серебряных коньках» (где обошлось без вампиров, но тоже были террористы); ощущение сказочности и мифа, декларируемой сценаристом, периодически пропадает. Кроме того, баланс юмора с иронией и натурализма с кровожадностью явно нарушен в пользу последних (сядете смотреть — детей надежно заприте в другой комнате).
Вместе с тем очевидно, что снятый вопреки множеству обстоятельств сериал «Карамора» (мучительно не хватало денег, съемки останавливались из-за пандемии и т. п.) — безусловное событие; штучный и дорогой товар, двигающий российскую сериальную индустрию вперед. Как говорится, вампиров победим — и державу подымем. Козловский очень просил соблазнительных аллюзий с реальной Россией не выдумывать, но, кажется, это была просьба не думать о белой обезьяне.
ДОСЛОВНО
Сценарист Александр Фомин:
«Вампир — очень простая и очевидная метафора феодальной власти того времени. Вампир — вечен. Изучая историю Российской империи, мы видим одни и те же фамилии (Шереметьевы, Юсуповы, Голицыны, Лопухины, Разумовские и т.д.), будут меняться лишь инициалы. Одни и те же древние роды веками вершили судьбу людей. Вампир обаятелен, как обаятельна наша дворянская культура. В этом состоит трагическое противоречие: да, мы знаем, что изящные усадьбы обеспечивались бесправным трудом крепостных, но как же они чертовски красивы и притягательны»
«Карамора».
Приключенческий триллер, альтернативная история. 8 серий.
Производство: DK Entertainment.
Автор идеи, сценарист: Александр Фомин.
Режиссер и генеральный продюсер: Данила Козловский.
В ролях: Данила Козловский, Филипп Янковский, Андрей Смоляков, Дарья Балабанова, Никита Кукушкин, Нино Нинидзе, Ольга Зуева, Дмитрий Чеботарев, Дмитрий Поднозов, Артур Ваха, Один Ланд Байрон, Федор Лавров, Ольга Бодрова и др.
Где смотреть: Видеосервис Start с 20 января.