Служитель Фемиды с неоднозначным прошлым оказывается в кольце несчастий
«Капкан на судью» снимали для Первого канала — там и покажут рано или поздно, онлайн-премьера на KION — уже традиционная схема двойной продажи сериала. При таких вводных не ждешь ничего особенного: на Первом канале всегда показывают что-то удручающе монолитное, во всех смыслах традиционное. Но многим нравится: одним — смотреть, другим под это засыпать. А тут еще название какое-то дурацкое, в стиле «Ментовских войн».
Но сериал вдруг оказался вполне себе — с достаточно динамичным (а не как обычно) сюжетом и цепляющей интригой. Начинается все ни шатко, ни валко: принципиальный и честный судья Нестеров (ведь только досмотрели «Вашу честь») готовится встретить 55-летие, а над ним сгущаются тучи: неизвестный присылает картину со зловещим намеком, прокурор — друг детства пытается склонить его с служебному преступлению. И все это неспешно и не слишком достоверно, с пугающе одутловатым и отчего-то нечисто выговаривающим шипящие Александром Домогаровым в роли Нестерова.
Но после юбилея в ресторане герои возвращаются домой (живет честный судья в приятном дизайнерском особнячке), где внезапно пропадает 17-летняя дочь Нестерова. С этого момента «Капкан на судью» начинает приобретать ореол нуара: хлещет ливень, терпко пахнет сырой землей и бедой.
Но и это еще не все: вскоре персонаж Домогарова задвигается на второй план, а на первый выходит завернутый в полотенце Александр Горбатов — крутой следак СК, который преимущественно упражняется в кровати с племянницей начальника (в ее роли, кстати, Татьяна Лялина, блестяще сыгравшая в эксцентричном скринлайфе «Зона комфорта»), но так же успевает идти по следу преступников. Он быстро разнюхивает, что это похищение — конандойловская завязка будоражит воображение, смотреть становится интересно и перестаешь замечать некоторую пластмассовость, свойственную большинству сериалов больших федеральных каналов.
К тому авторы «Капкана на судью» прибегают к не новым, но прикольным штучкам: когда герой Горбатова излагает напарнице-любовнице свою версию, они как бы оказываются в сцене преступления и лично наблюдают за тем, как все было. Эдакий постмодернизм привносит ироническую ноту, действие из занудной драмы превращается в еще более любопытный детектив.
Но, конечно, в этом ведерке меда нашлось предостаточно и дегтя. Во-первых, перед съемками стоило бы перечитать диалоги на предмет их адекватности. «У вас все в порядке?» — спрашивает одна героиня персонаж Виктории Толстогановой, у которой вообще-то третьего дня пропала дочь и все насчет этого в курсе. Нет, не все, есть нюансики. Потом судья Нестеров в сложный момент звонит жене на домашний. А она как раз входит в дом, судорожно орудует ключом… Кто сейчас вообще звонит на городской телефон — миллионы россиян от него отказались. И вообще в кино судорожно орудовать ключом, пока звонит телефон, перестали где-то в девяностые.
Но это все мелочи, конечно. Куда хуже, что о собственный теглайн «Детективная история о поиске социальной справедливости» создатели «Капкана на судью» безжалостно вытирают ноги. Ища похитителей, следователь побочно разоблачает убийцу другой девушки — им оказался парень с синдромом Дауна. Взять на роль человека с синдромом все же не рискнули, но удачно подобрали актера с экзофтальмом (выпукло посаженными глазами то есть), чтобы сомнений в диагнозе не было. И еще объясняют по ходу развития сюжета, что над мальчиком сверстники издевались все детство, вот он и стал жестоким убийцей, когда вырос.
Так зрителям популярно объяснили, чем могут опасны люди с синдромом Дауна. Хотя никакой статистики на этот счет нет и совсем наоборот: лица с этим синдромом отличаются непреодолимым дружелюбием (хотя могут быть и в плохом настроении, как все мы).
Случись снять такой сериал на Западе с его развитой культурой отмены, сценарист, режиссер и продюсеры наверняка бы долго извинялись. А у нас члены родительских сообществ детей с синдромом наверняка пошумят, когда увидят, но последствий не будет.
Потом досталось гастарбайтерам. Они нашли телефон и готовы отдать его владельцу только за издевательский выкуп: по пять тыщ каждому (а там их человек пятнадцать), а иначе могут и ломиком вдарить. В самом деле, кто же вступится за джамшутов, а антигастарбайтерские настроения в обществе есть — почему бы их не использовать на благо рейтинга.
За две первых серии сценарист Олег Керенцев умудрился стигматизировать сразу две социальных группы, умело копошась палкой в топке черной ненависти, а режиссер Ярослав Мочалов посильно ему помогал. Поискали социальную справедливость, ничего не скажешь. Впереди еще шесть эпизодов — мужчинам явно было где проявить себя, ждем в нетерпении.
«Капкан на судью». Детектив, 8 серий.
Режиссер: Ярослав Мочалов.
Сценарий: Олег Керенцев.
В ролях: Александр Домогаров, Виктория Толстоганова, Александр Горбатов, Татьяна Лялина, Ангелина Загребина, Анна Завтур, Арсений Семёнов, Сергей Ходьков, Яков Шамшин, Анатолий Петров, Николай Мачульский, Максим Леонидов и др.
Где смотреть: онлайн-кинотеатр KION c 15 июля.