Герой в свитере как у Бодрова спасает снюхавшихся и сколовшихся звезд шоу-бизнеса и меняет реальность — на Premier и ТНТ
Бригада скорой приезжает по вызову: молодой грабитель вскрыл салон сотовой связи, разбил витрину и кусок стекла вошел ему в брюхо. Фельдшер собирается вколоть ему морфин, чтобы снять болевой шок, но интерн Ваня понимает, что у взломщика еще и передоз и он сейчас умрет. Выбив из рук фельдшера морфин, который убил бы пострадавшего, Ваня вкалывает ему спасительный налоксон.
Когда-то из-за Вани погибла от передоза его девушка, зато теперь он спас человека. Это выходит ему боком. Главврач Проскурин (Сергей Лавыгин) шантажирует Ваню тем, что он может попасть под уголовку за уничтоженную упаковку морфина и заставляет его влиться в нелегальный бизнес: откачивать нариков на дому. Это запрещено законом, но положение безвыходное, к тому же интерну позарез нужны деньги.
Так он становится «капельником» (тут сериаломаны вспоминают «Пьяную фирму» с Михаилом Ефремовым, но, поверьте, это ложная ассоциация). В числе первых клиентов — обитатели тикток-хауса, в частности, суперзвезда ТикТока Алко (Анастасия Резник). Совсем юная девчонка плотно сидит на кокаине и вот-вот начнет принимать тяжелые наркотики. Тем временем главврач попадает под прицел сотрудников спецслужб, которые ратуют отнюдь не за торжество закона и борьбу с наркотой…
В последние месяцы стриминговые сервисы будто соревнуются, кто снимет больше сериалов про наркотики. Из последних достаточно вспомнить «Оффлайн» (Okko), «Смычок» (Start). Очевидно, что сказывается влияние глобальной сериальной индустрии — в США и Европе такого рода проекты выходят постоянно. На этом плотном фоне «Капельник» не потерялся, с первой серии придерживаясь злободневной, даже публицистической тональности и максимальной реалистичности, что выгодно отличает его от вышеупомянутых отечественных сериалов. В кадре много, очень много наркотиков — пусть заблюренных; зловещий натурализм придает ощущение документальности происходящего.
Пожалуй, впервые так мощно вскрывается теневая сторона деятельности тикток-хаусов, где юные блогеры с утра до вечера снимают бессмысленную, но востребованную у школоты ерунду, зарабатывая миллионы и обогащая своих продюсеров (Тик-Ток в России сейчас на стопе, но явление как таковое никуда не делось — короткие дурацкие видео перекочевали в другие соцсети).
Когда гаснут кольцевые лампы и исчезает необходимость лицемерно улыбаться, топовые блогеры нюхают порошок, страдают депрессией и семимильными шагами в буквальном смысле идут к краю пропасти: падение из окна — закономерный финал жизни почти каждого из этих богатеньких жертв эпохи, у которых одинаково пусто и в душе, и в голове.
За эту очень правдоподобную и страшную картинку надо благодарить Иду Галич — звезду соцсетей, которая обозначена в титрах как автор идеи сериала. Галич всегда была не просто кривлякой, как ее сородичи по youtube-популяции, а автором и сценаристом своих видео — немудрено, что именно она вынесла сор из избы, что не приходило в голову ее коллегам, которым, по всей видимости, нечем думать.
Классный сценарий удалось не испортить не менее замечательным кастом: на главную роль пригласили ранее прозябавшего на вторых и эпизодических ролях питерского актера Дениса Прыткова. Да, костюмеры обрядили его в свитер грубой вязки, вызывающе напоминающий тот, который носил Сергей Бодров в «Брате», но дальше Денис все сделал сам.
Давно в российских сериалах не было столько яркого, со сложным внутренним миром героя (не со времен ли «Хрустального» вообще?). Ощущение, что наши продюсеры не слишком верят в зрителя и требуют от сценаристов и режиссера тупой простоты и грубой однозначности. Ваня у Прыткова не такой — он мятущийся, сомневающийся: после трагедии в прошлом решив выступать только на стороне добра, он в силу обстоятельств то и дело оказывается в серой пограничной зоне, где каждый раз нужно делать выбор. И это смятение, эта внутренняя борьба видна на лице героя — редчайшее актерское качество, свидетельствующее о большом таланте.
«Капельник» со всей невозмутимостью заявлен как драмеди и первые две серии, пожалуй, отвечают этому жанру: сугубо драматические моменты изредка все же перемежаются комедийными. Третий эпизод — почти чистая драма. «Почти», потому что под ногами у Вани путается энергичный напарник-таксист Серега, у которого нет одной руки и который шутит, что он в тяжкие моменты не опускает руку. Эту роль отлично играет Никита Никитин — у него в самом деле нет руки и его принято называть непрофессиональным актером, хотя снимается он довольно давно.
За что сериал можно поругать, так это за неожиданную при такой проработке темы небрежность в изображении чисто медицинских моментов. Ваня получает укол шприцем с ВИЧ-инфицированной кровью и тут же бежит проверяться в лабораторию. Что глупо: интерн не может не знать про инкубационный период вируса иммунодефицита — сразу после инфицирования обнаружить ВИЧ невозможно.
А что там дальше будет, вообще непонятно, что очень-очень радует: звенящая интрига, которая в «Капельнике» есть, в русских сериалах нечастая гостья.
«Капельник». Драмеди, 6 серий.
Режиссер: Илья Аксенов («Мир! Дружба! Жвачка!»)
Сценарий: Илья Аксенов, Александр Носков, Иван Баранов, Александр Маркин, Ида Галич.
В ролях: Денис Прытков, Анастасия Резник, Сергей Лавыгин, Мария Фурина, Сергей Степин, Александр Ратников, Гоша Куценко, Никита Павленко, Никита Никитин и др.
Где смотреть: Premier с 15 сентября, ТНТ с 19 сентября.