Отпетая идеалистка перевоспитывает зеков по особой методике и избавляется от застарелых душевных травм — смотрите на ТНТ.
Алена Неверова (Анна Михалкова), женщина без возраста лет сорока, трудится заместителем начальника колонии-поселения по воспитательной работе в медвежьем углу посреди леса. Родственников, друзей и личной жизни у Алены нет, а светлые идеалы есть.
Алена внедряет в жизнь свою методику перевоспитания заключенных. Эти люди не знали добра, вот и стали плохими, считает она. А стоит им рассказать нерассказанные в детстве сказки, спеть неспетые песенки — как они моментально станут хорошими и откажутся от всего плохого. Алена с утра до вечера разъясняет зекам мораль мультфильма про кота Леопольда, заставляет их рисовать мелками на асфальте, из динамиков непрерывно звучит «Песенка Красной Шапочки».
А тем временем в далекой столице копошатся ее богатые и, конечно, очень злые родственники, которые у нее, оказывается, все-таки есть. Отец Алены, нечестивый и крайне циничный бизнесмен Виктор (Артур Ваха) когда-то обрюхатил ее мать и смылся навсегда. В начале сериала, потратившись на возведение храма, он зло выговаривает лику Николая Чудотворца: мол, не вы мне, а я вам помогаю.
Кара небесная не заставляет себя ждать — колокол срывается с колокольни и отправляет бизнесмена в лучший из миров. А поскольку умирать он не планировал, то завещания не оставил, что семейство в составе двух жен (основная и молодая, Татьяна Лютаева и Наталья Бардо), сына-обалдуя (Владислав Прохоров) и бездельницы-дочери (Александра Макарская) очень беспокоит. Нашлись, правда, 50 млн, до ключ, дающий доступ к счету, вроде как у Алены (вспомнил, значит, про дочь-брошенку). И вот уже алчное семейство, верующее только в золотого тельца, едет к Алене выбивать у нее ключ (а у нее его и нет, и на деньги ей плевать). В силу глубинной порочности семейка совершает преступление и после суда все скопом оказываются аккурат в той самой колонии, где Алена с жаром берется их перевоспитывать.
Как видите, фабула не обещает ничего хорошего, однако не спешите зевать и планировать посмотреть что-то поинтереснее. Во-первых, Анна Михалкова все же главная русская актриса прямо сейчас, наблюдать за ее игрой в любом случае большое удовольствие. Во-вторых, полтора десятка сценаристов (ужас, конечно, но факт — сами в титрах увидите) придумали историю более сложную, чем может показаться сначала. В-третьих, в режиссерах тут Анна Пармас, сочинившая сценарии ко многим большим киноработам («Кококо», «Два дня», «История одного назначения»), снявшая ромком «Давай разведемся» и лучшие клипы группы «Ленинград» в пору ее расцвета, а значит, смыслы в сюжете обязательно будут.
Первое, с чем стоит разобраться — это, конечно, фамилия героини — Неверова, данная ей сценаристами совершенно в традициях русской классической литературы. А не верит Алена в любовь — настоящую, земную. Когда-то ее мать так и не оправилась после мужского предательства и Алена приняла эту боль как эстафету, кое-как защищаясь от нее карикатурными идеалами, почерпнутыми пусть из хороших, но вымышленных романов и фильмов. Она, конечно, догадывается, как устроен мир на самом деле, но боится жить по-настоящему, цепляясь за трескучие лозунги о всепобеждающем добре. А ведь могла бы стать счастливой женщиной — только руку протяни, с досрочно-освобожденным Иваном (бесподобный Тимофей Трибунцев).
Черноты в Алене тоже хватает: работая с заключенными, она практикует шоковую терапию, то и дело устраивая морально сомнительные провокации, которые кот Леопольд вряд ли бы одобрил, за что подопечные с ужасом и совершенно искренне зовут ее монстром. А все отец-сволочь.
В свою очередь, толпа ее неожиданно приобретенных родственников тоже не просто так ссучилась. Долгие годы глава семейства приучал их алчности и безнравственности. Молодая из жен так и вовсе разражается драматическим монологом о подлой мужской природе — натерпелась по самое не хочу (вот вам, кстати, и отчетливое феминистическое многоголосье). Но в глубине души и в этих родственничках есть хорошее. На донышке. Ну и, стало быть, столкнутся стороны-антагонисты и помогут друг другу, и станет хорошо.
«Исправление и наказание» — история нелобовая (насколько это возможно в жанре комедии для эфирного прайма) и сделанная со вкусом. В ней довольно резкой иронии, которая сливается с лирикой, хватая за сердце всякого пожившего человека беспроигрышными композициями Эдуарда Артемьева и др. (а хоть бы и «Красной шапочкой» Алексея Рыбникова), но тут же возвращается обратно, к чисто смешному (компания-производитель Good Story Media изрядно поднаторела в обустройстве эмоциональных и смысловых качелей в русле пост- и метамодернизма). Все это заставляет и в себе обнаруживать частицу Алены Неверовой: многие из нас тоже росли на похожих идеалах — а что потом вышло? — и размышлять, что с этим делать.
«Исправление и наказание». Комедия, 16 серий.
Режиссер Анна Пармас.
В ролях: Анна Михалкова, Татьяна Лютаева, Владислав Прохоров, Александра Макарская, Тимофей Трибунцев, Наталья Бардо, Борис Каморзин, Ольга Виниченко и другие.
Где смотреть: ТНТ, Premier с 14 марта.