В сериале «Гений: Арета» много BLM и ненависти ко всему белому, и выглядит это очень плохо
На экраны выходит третий сезон сериала «Гений».
National Geographic сделал один сезон про Эйнштейна, сезон про Пикассо, а теперь продюсеры решили поговорить о музыкальной индустрии. Выбор персонажа довольно неоднозначный — главной героиней сериала стала Арета Франклин, легенда соула. Получилось очень плохо.
О чем сериал?
Действие начинается в 1967 году. Арета Франклин пытается запустить свою карьеру, в этом ей помогает Тед — её муж. При этом сериал напичкан флешбеками из детства певицы. Вот белые жители Алабамы отбирают у девочки и её отца машину, а вот белый продавец не желает продавать им новый автомобиль. Поразительно, но в флэшбэках белые американцы представляют из себя просто порождение зла. Но это лишь начало. Чёрные, конечно, куда добрее — поют госпелы в протестантских церквях, говорят о силе своего народа, выгодно противопоставляют себя белым. Их страсть к жизни и желание добра мешают им жить в таком холодном и циничном мире.
Итак, героиня едет записывать хит, её сопровождает агент, он же — её муж. На студии начинаются диалоги, которые идеально олицетворяют сериал. Глядя на музыкантов, Арета Франклин удивляется.
— Вы удивлены?
— Да. Вы — белые…
— Но вы просили музыкантов Уолсона Пикетта.
— Но я не знала, что они белые.
Тут вступает муж певицы и заявляет: «Моя жена — ни кто попало!». Чувствуете угнетение? Бедную женщину вынуждают играть музыку вместе с белыми. Но Арета Франклин очень великая и великодушная, поэтому соглашается дать шанс этим бледнолицым музыкантишкам.
Кто украл время?
Обилие флэшбеков работает очень плохо. Непонятно, чем занимались гримёры — некоторые герои выглядят абсолютно одинаково что в 1967-м, что в конце 50-х. Впрочем, персонажи слишком мерзкие, чтобы обращать внимание на внешность. Отец главной героини — какой-то деревенский бабник, который подходит к женщинам походкой самца носорога, а женщины от этого в восторге. Сама героиня то борется за права женщин, то кричит, что ей нужен золотой альбом (500 тысяч проданных копий). Все вокруг — злые и истеричные. Учитывая всю картонность героев, хорошие поступки воспринимаются как какой-то обман. Конфликты персонажей иногда напоминают одну из серий «Стервочек», но никак не высокобюджетный проект National Geographic.
Постановка поражает
Процесс записи песен в сериале — инфаркт для музыкантов. Певица приезжает, садится за пианино и берёт микрофон, после чего просто начинает петь. Музыканты должны сразу подхватить — если что, они впервые в жизни находятся в одном помещении. Певице не нравится, она говорит, как лучше играть. Но не выходит — всё-таки белые музыканты не могут чувствовать так, как чёрная певица.
В какой-то момент Франклин начинает наигрывать мелодию из детства. Музыканты, конечно, в шоке — такой невероятной мелодии они никогда не слышали. И, конечно, они пытаются угадать, как нужно записывать эту мелодию, ведь они бессердечные ботаники. Не чувствуют они душевные порывы, не чувствуют.
После прослушивания мелодии процесс записи резко меняется, и у музыкантов получается всё! Теперь героиня может разговаривать с ними. Каждая её шутка вызывает взрыв смеха. Но сцены выстроены настолько плохо, что кажется, будто это массовка из «Уральских пельменей» выбежала на сцену. А муж, глядя на это, злится.
Все персонажи идиоты
Вот ещё эпизод, который вполне укладывается в логику сериала (в любую другую — нет). Один из музыкантов в шутку говорит певице: «Заберите меня играть в Нью-Йорк. Я готов полететь в вашем чемодане». Муж Ареты злится и начинается кричать на молодого музыканта, после чего требует выгнать его из студии. Вечером Франклин и её супруг ругаются из-за этой ситуации.
«Я должен молчать, пока белые тебя унижают?» — вопрошает благоверный. Пришлось пересмотреть сцену несколько раз в поисках унижения, но его не было. «Тебе нравятся белые?» — добавляет он. Интонация прекрасная. Он как будто спрашивает: «Тебе что, нравится обнимать мёртвых кошек?».
Далее ещё один замечательный диалог. Человек со студии приезжает в отель к семейной паре и заявляет мужу Ареты: «Кто ты такой, чтобы выгонять моих музыкантов?». Угадать ответ довольно просто. Муж Ареты отвечает как взрослый человек: «Я для тебя просто ниггер?».
Повесточка?
Ненависть ко всему белому в сериале просто зашкаливает. Возникает ощущение, что если персонажи увидят коктейль «Белый русский», то сломают все стулья в баре. Постепенно ненависть к белым сменяется ненавистью к мужчинам. Они неверные, алчные, самовлюблённые. Бедная Арета постоянно должна бороться с ними. Объекты для злости постоянно меняются, но чёрная женщина — единственное святое в вселенной сериала. Конечно, борьба за права чёрных — важная часть американской истории, но речь идёт о художественном произведении, которое можно заменить табличкой «белые — дураки, чёрные — молодцы».
Несколько лет назад было объявлено, что третий сезон будет посвящён писательнице Мэри Шелли, автору романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». Продюсеры передумали и вовремя нашли более актуального персонажа — если бы сезон вышел в пик BLM, то успех был бы колоссальный. Так уж вышло, что, кроме повестки, в сериале нет ничего.
Очень дешёвый пафос
В подобных картинах всегда есть пафосные сцены, когда герой противопоставляет себя всему миру. В хороших фильмах такие моменты обыгрываются красиво, величественно. В «Гении» Арета Франклин с сигаретой выходит на крыльцо и говорит: «Все говорят, что мне ничего не светит. Но ко мне должен прийти успех. Просто должен!». После этого ей звонит продюсер и говорит, что она записала настоящий хит.
Для людей, плохо знающих историю американской музыки, многие моменты покажутся странными. Блюз, соул, госпел — специфичные жанры. Но сценаристы решили не давать никакого контекста к происходящему на экране. Какую музыку люди слушали в 1967 году? Кто был популярен? На кого равнялись? Почему соул так важен для чёрных? Возникает ощущение, что зритель и не должен про это думать — нужно переживать картонным персонажам. В сериале очень, очень много поют, и местами непонятно, почему Арета Франклин великая певица, а окружающие её люди не великие.
«Гений» — провал
Вы можете ничего не понимать в джазе, ничего не понимать в ударных инструментах, но фильм «Одержимость» вы поймёте. Там есть сложные персонажи, есть наглядная демонстрация сложности музыки. В третьем сезоне «Гения» музыка чёрных по умолчанию душевная, Арета Франклин самая лучшая в мире, а импровизация лучше заранее написанной мелодии — вы обязаны это принять, иначе смотреть не получится. Правда, причин для принятия таких истин нет.
КСТАТИ
Семья Ареты Франклин — сын и внучка — не участвовали в создании сериала. К ним на разу не обратились за все время создания байопика. Посмотрев творение National Geographic, родные певицы не на шутку рассердились и призвали общественность бойкотировать фильм.