Эраст Фандорин и хроноперенос: Владислав Тирон в новой экранизации романа «Азазель»
Знаменитый сыщик расследует заговор в альтернативном 2023-м — смотрите на «Кинопоиске»
Лето, Питер, 2023-й. Но это не наши дни и даже не наше недалекое будущее. Потому что не Санкт-Петербург, а все еще Петроград — не бывавший Ленинградом, зато оставшийся столицей, и страной правит царь Николай III Романов (Максим Матвеев). В том, что для новой экранизации конспирологического детектива «Азазель» Бориса Акунина — первого в серии про похождения Фандорина, придумали альтернативную реальность, нет ничего удивительного. Ведь была уже 4-серийная постановка Александра Адабашьяна с Ильей Носковым в главной роли, где все происходило в 1876 году, как в книге.
Итак, в сериале «Фандорин. Азазель» (см. в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск») большевики не победили, потомки Ульянова (Ленина) числятся в жалких маргиналах, но в остальном все по тексту: 20-летний Эраст Фандорин (Владислав Тирон), неопытный, но полный самых благих побуждений, поступает на службу в сыскное управление полиции под начало Савелия Феофилактовича Грушина (Александр Семчев). Тут случается странное самоубийство молодого миллионера (Григорий Верник). Эраст чувствует, что дело нечисто, и вскоре выходит на след зловещей подпольной организации «Азазель», над которой властвует могущественная Эстер (Мария Игнатова). Попутно пылкий юноша по уши влюбляется в прекрасную Лизу (Мила Ершова).
С переносом на экран романов этого писателя есть одна проблема, отчего, может быть, фильмов по его книгам так немного. Талантливый стилизатор-энциклопедист, мастер ювелирных реминисценций и неутомимый переработчик чужих сюжетов и концепций, превративший заимствование в свой фирменный литературный прием, он пишет все же очень линейные книги — беллетристику, элегантную, блестящую, но на полку с Достоевским не поставишь. Магия автора, заключенная в буквы, легко рассыпается при попытке ее визуализации — без виртуозно подобранных слов история выглядит слишком банальной.
Новую экранизацию от «Кинопоиска» мог спасти трюк с хронологическим переносом — интересно же посмотреть, как оно могло бы быть, кабы не революция 1917-го. Но не спас. Непонятно, на что рассчитывали сценаристы братья Поповы и художник-постановщик Денис Куприн, но вместо очарования накатывает разочарование.
Герои пользуются мобильными телефонами, по улицам ездят роботы-городовые, но при этом Фандорин и его начальник носят унылые мундиры конца XIX века; сыщик пользуется компьютером и планшетом, но тексты в них набраны дореволюционным шрифтом и с «ятями». Странный взгляд на развитие цивилизации: Ленин проиграл и затормозилось развитие моды, языка, застопорился прогресс вообще?
Альтернативная реальность получилась унылая, скучная, будто бы наспех состряпанная. Авторы не придумали ничего, чтобы история по-настоящему ожила — как у британских сценаристов Стивена Моффата и Марка Гэттиса ожил внедренный в современность Шерлок Холмс в величайшем сериале с Бенедиктом Камбербэтчем. А ведь цеплять больше нечем — не сюжетом же, давно известным даже тем, кто Акунина не читал (спойлер: Эстер намерена захватить мир).
В общем, с альтернативной вселенной-2023 как-то не вышло (не очень-то и пытались), а средней руки детектив — да. Жаль, ведь у Владислава Тирона в моменте выходит отличный Фандорин, умещающий в себе робость и смелость, неопытность и острый ум, готовность к авантюрам и истинное благородство.
«Фандорин. Азазель». Детектив. 6 серий.
Режиссер: Нурбек Эген.
Сценарий: Сергей Попов, Никита Попов.
В ролях: Владислав Тирон, Мила Ершова, Александр Семчев, Максим Матвеев, Евгений Серзин, Сергей Горошко, Дмитрий Ломакин, Евгений Стычкин, Татьяна Владимирова, Артём Быстров и др.
Где смотреть: «Кинопоиск» с 19 января.
Главное ФОТО: постер сериала