Он убивал, а его никто не искал: сериал «Душегубы» про витебского маньяка

Хороший сыщик против плохого в ретротриллере на основе реальных событий.

Говорят, есть такая поговорка, что у продюсеров мысли одинаковые. «А давайте снимем про реального советского маньяка!» — восклицает один, и мгновенно то же самое приходит в голову еще десяти его коллегам. Безусловно, это любопытный феномен, но не стоит вот так сразу негодовать — сериалы все равно получаются разные. Про ангарского маньяка — тонкий, эстетский, рефлективный «Хороший человек» Константина Богомолова; про Чикатило — добросовестно-несуразный, буратинообразный «Чикатило» Сарика Андреасяна. А теперь вот вспомнили и про витебского душителя Геннадия Михасевича — был и такой, оказывается, в 1971-1985 г.г. он изнасиловал и задушил 36 женщин в белорусском Витебске, Полоцке и окрестностях. Его долго не могли задержать, потому что никто его и не ловил — с точки зрения официальной советской криминалистики серийные убийцы водились только на загнивающем Западе. Но многие дела тем не менее закрывали: арестовывали кого ни попадя, судили и сажали, а кое-кого даже успели расстрелять.

И только когда стало совсем очевидно, что происходит что-то из ряда вон выходящее, в Витебск командировали орду опытных сыщиков, в том числе следователя по особо важным делам прокуратуры БССР Николая Игнатовича. Он настоял на объединении всех дел в одно.

Сергей Марин в сериале «Душегубы». Фото: НТВ

Главный герой «Душегубов», к счастью, не маньяк Михасевич. В центре сюжета — противостояние минского сыщика Ипатьева (Сергей Марин), прототипом которого стал Николай Игнатович, и витебского следователя Михаила Шахновича (Александр Самойленко сыграл собирательный образ всех недобросовестных витебских следаков того времени — карьериста и взяточника, пачками сажающего невинных мужиков, в то время как настоящий убийца на свободе).

Александр Самойленко в сериале «Душегубы». Фото: НТВ

Чисто эстетически «Душегубы» — классический ретродетектив про советское. Этот жанр за последние годы крепко зацементировался, узнаваем с первых кадров и любим зрелой, консервативной аудиторией.

В сериале вроде бы нет никаких особых подтекстов и философских слоев, как в «Хорошем человеке» — на федеральном канале, где сериалы часто смотрят фоном к простым бытовым занятиям, это ни к чему. Но при этом проект не вызывает раздражения и ощущения, что он снят по давно устоявшимся лекалам на конвейере, за которым стоят равнодушные люди. Да, актеры работают в традиционной, «советской» манере, от которой сводило бы зубы в современном телекино, давно дрейфующего от метода Станиславского к берегам бытового реализма (и плохой дикции), но в ретростилистике задаваемое настроение более чем уместно.

Зоя Бербер в сериале «Душегубы». Фото: НТВ

Ипатьев с усами и волевым подбородком — классический герой, он честен и благороден, а в душе его шрам (на боку тоже, но настоящий — от ножа), оттеняющий главную сюжетную линию (психически больной отец). Шахнович — канонический коварный негодяй. Прекрасная дама тоже есть — продавщица универмага (Зоя Бербер): герою она нравится, а негодяй практически зубы острые в самое сердце вонзает и кровь у нее выпивает.

Ипатьев с усами и волевым подбородком — классический герой, он честен и благороден, а в душе его шрам. Фото: НТВ

Эту классическую опереточную расстановку вечером трудного дня видеть легко и приятно, тем более что сценаристы Юлия Шунто и Алексей Сашин работают с материалом чрезвычайно деликатно — без разбрасывания клюквы щедрыми горстями, как это часто бывает в ретросериалах. Наоборот, советский строй предстает во всей полноте — тут тебе и вполне кастовая иерархия, красивого платья не достать — только у фарцовщиков, телевизоры за 800 рублей при зарплате в 120, и разведение кроликов с последующим пошивом из них шапок считается преступлением. Но все-таки милиционеры ездят на желтом уазике, в универмаге выбросили чехословацкие туфли, а в ресторане ансамбль играет хит ВИА «Синяя птица» «Ты мне не снишься». Ностальгическая нота звучит в «Душегубах» на удивление нефальшиво и бьет точно в целевую аудиторию. Конечно, режиссер Давид Ткебучава тоже молодец — кто-то же присматривал за всем этим оркестром.

Сергей Чирков и Софья Синицына в сериале «Душегубы». Фото: НТВ

И никакой потной пошлости, как в «Чикатило». А душителя благородный Ипатьев все равно поймает, как пить дать.

Смущает во всей этой истории только одно. Маньяк работал один? Один. Тогда почему «Душегубы», а не «Душегуб»? Неужто это про следователей, судей и партийных руководителей, по чьей халатности сажали невинных (одного даже расстреляли), из-за безразличия которых настоящий преступник продолжал убивать несчастных женщин?! А вот это уже интересно.

Ностальгическая нота звучит в «Душегубах» на удивление нефальшиво и бьет точно в целевую аудиторию. Фото: НТВ

«Душегубы». Ретродетектив, триллер. 10 серий.
Режиссер: Давид Ткебучава.
Сценарий: Юлия Шунто, Алексей Сашин.
В ролях: Сергей Марин, Зоя Бербер, Сергей Чирков, Софья Синицына, Александр Самойленко, Анна Немченко, Игорь Хрипунов, Вячеслав Крикунов, Василий Мищенко, Илья Васильев, Татьяна Рассказова, Никита Григорьев, Александр Коркунов, София Элик и др.
Где смотреть: НТВ с 31 мая. После эфира: Amediateka.

Exit mobile version