Сериал основан на реальных событиях, а эпизоды можно смотреть в любом порядке
Когда-нибудь и у нас в стране возьмут лопаты и стремглав бросятся раскапывать дела минувших дней, виртуозно раскладывая историю конкретного человека на молекулы добра и зла. В США и Британии этот жанр давно взят на вооружение и отточен. «Американская история преступлений: Дело О Джей Симпсона», «Нераскрытое дело» — убийства Тупака и Бигги, «Трагедия в Уэйко» — осада принадлежавшего членам религиозной секты «Ветвь Давидова» ранчо, в ходе которой погибло 82 человека, в том числе 20 детей.
Тут и сценарии писать не надо, скажет зубастый критик, ведь все плавает на поверхности. Но ведь утоп в бездне так и не показанный «Чернобыль» на НТВ, и только ряска сомкнулась над его отравленной не радиацией, а профанацией головой.
Удались, правда, недавние «Душегубы» и «Казанова».
Поэтому нужно обязательно грамотно разложить карты, которые доверила сценаристу история, и сыграть партию вновь, да так, чтобы у зрителя грудь сдавило под кожей. А это не каждому дано.
У создателей сериала «Допрос» получилось.
Громкое дело американца Брюса Лискера, которого будучи подростком несправедливо отправили за убийство приемной матери отбывать пожизненное заключение, из которого он фактически отсидел 26 лет, 5 месяцев и 3 дня. Шоураннер Джон Манкевич создал из него искусную головоломку, предоставив право зрителям решать, виновен ли Лискер или нет. Тем более что настоящего убийцу так и не нашли. Как не нашли убийц Тупака и Бигги. Как не нашел его, собственно, и Манкевич.
Выводы делать поздно. Американская судебная система устроена так, что подозреваемого могут поймать на месте преступления с поличным, но если у него есть хорошие адвокаты с хорошо подвешенными языками и связями, и они отвоевали его на суде, и он не получил ни дня, — автоматически считается невиновным по всем статьям (еще раз вспоминается дело О Джей Симпсона). Но вот если адвокаты плохие, будь субъект сто раз невиновен, дела его плохи — изберут в козлы отпущения!
«Допрос» подается зрителю как первый экспериментальный сериал. Десять эпизодов, охватывающие почти три десятка лет, разбросаны в хаотичном порядке. Каждый из них отвечает за какое-то громкое событие в расследовании, которое длилось более 20 лет. В каждой обязательно есть допрос, основанный на реальных стенограммах. И зритель тут как будто наблюдает за происходящим в допросной и за жизнью Эрика Фишера (так в сериале назвали Брюса Лискера, хотя создатели до последнего боролись за настоящие имена) через то самое стекло.
Наблюдать за жизнью Фишера-Лискера по-настоящему страшновато. Во-первых, это жизнь изгоя, выброшенного на помойку блохастого щенка, которого купили на день рождения, а потом вдруг у всех началась аллергия. И уже не щенок, а человек уходит в забытье. Как? Правильно, через алкоголь и наркотики. Все больше превращаясь в идеальный портрет отщепенца.
И надо же было случиться такому, что этот идеальный отщепенец в самый переломный момент его жизни (убивают приемную мать) встречает на своем пути идеального полицейского-служаку. На вызов 911 приезжает детектив Дэвид Рассел, который сразу видит этого никому не нужного изгоя-наркомана и определяет его как идеального преступника. Остается только пробежаться по дому и собрать на него доказательства. НА НЕГО. Само расследование превращается в бенефис Рассела, который заявляет начальству и всему миру — «Я посажу его, вот увидите!»
«Когда следователи повторно открывают дело, они не придерживаются логики первоначального расследования. Вместо этого они определяют собственную линию расследования, изучая материалы в выбранном ими порядке. Выбирайте порядок просмотра серий сами», — гласит надпись перед началом каждой серии.
Удастся ли зрителю переиграть Рассела и разгадать убийцу? Даже если нет, Манкевич сотоварищи сделали все, чтобы этот процесс стал невообразимо увлекательным.