В Питере ночь, дождь и Буланова: Гоша Куценко, Кузьма Сапрыкин и Андрей Федорцов в крайне неожиданном сериале «1703»
Два опера колесят по мрачному городу, расследуя преступления и встречая странных обитателей — черная комедия на Okko.
Российские сериалы, даже претендующие на то, чтобы стать событием года, за редким исключением — нескончаемый караван несбывшихся ожиданий. Запала сценаристов, режиссеров, продюсеров почти всегда хватает на одну-две, максимум три-четыре серии. А дальше выясняется, что и кульминация так себе, и развязка расплылась как холодец на сковородке. Только что банально и беспомощно закончился многообещавший «Капельник», открывший зрителю Дениса Прыткова. До этого утонул в бессмысленном оптимизме финал сериала «Закрыть гештальт» с совершенно невероятным Александром Ильиным-мл.
Поэтому называть только что начавшийся на Okko сериал «1703» событием и верещать от восторга боязно. Но очень хочется.
Начинаешь смотреть, заранее сожалея, что на роль мента-начальника взяли Андрея Федорцова. Мол, вот же перекосила человеку биографию «Убойная сила». Но Федорцов появляется совсем не в образе юркого мелкорослого опера, впечатанного в бетон зрительской памяти. Тут он грузный, истерически злой от возрастных недугов мужчина, помятый жизнью и семейными обязанностями. В полутемном кабинете горит камин (это в полиции-то!), а его хозяин выдает соленые саркастические реплики:
— Чую, схватят нас за простату, да так ее отмассируют, что рак из жопы вылезет!
Остальные персонажи не уступают герою Федорцова в наполненности и законченности. Травмированный суицидальный опер Гоша слушает в машине только Таню Буланову и сочится мизантропией — таким Гоша Куценко не был на экране никогда. Кузьму Сапрыкина ожидаешь в очередной раз увидеть незадачливым, неопытным ментом-добряком, но тут его персонаж Вадик — опер, переехавший из Москвы в Питер, сложнее и интереснее. Вадик мечтает стать стендап-комиком, от него млеют женщины, но он пока верен подавляющей его невесте-доминатрикс (Софья Лебедева).
Гоша и Вадик колесят по Питеру, расследуя загадочную кражу тела умершей от передоза вебкамщицы, и молодому достается от старшего в контексте вечного противостояния двух столиц — официальной и культурной:
— Ты Библию читал?!
— Читал… В кратком содержании…
— Все вы там в Москве… в кратком содержании!
Путешествие героев подразумевает непрерывные встречи с обитателями города. Это трансгендер Родя, оказывающийся сыном Гоши (еще одно неожиданное перевоплощение — на этот раз Павла Табакова); оплакивающий любовь и жизнь хрупкий поэт Роман (певец Шарлот), сыгравший на гитаре «Моя оборона» Летова перед тем, как выброситься из окна; священник с камнем на душе (Николай Фоменко), подруга погибшей вебкамщицы (Варвара Феофанова).
Все они склонны к задумчивой философии:
— Комедия — это трагедия, плюс немного времени.
Завораживает каждый персонаж. Даже тот, кого взяли как бы по устоявшемуся детективному шаблону: если есть старый опер и молодой опер, должен быть и мент-дурачок. Последнего играет Иван Купреенко, свое короткое появление в кадре превращая в яркий штрих: в первую очередь с помощью филигранных реплик, но не в последнюю — за счет актерской работы.
Актеры «1703» изумляют — ведь мы их и раньше знали, а поди ж ты. Еще более удивительно, что так их преобразил режиссер Сергей Сенцов, известный по крепким, но, скажем честно, заурядным, конвейерным работам («Дылды», «Гостиница «Россия»).
Теперь о главном. Ключевой персонаж «1703», конечно, сам Санкт-Петербург, год основания которого вынесен в титул. Он мрачный, темный, дождливый; стилистически «1703» — это самый настоящий нуар. Город в сериале соткан из мифов о нем, по его улицам бродит черный пес и тени подаренных императору слонов, здесь почти всегда ночь — впрочем, стабильно нарушаемая предрассветной мглой и московской витальностью Вадика, разъезжающего на велосипеде в просторном плаще. Это предельно чувственное — и в эротическом смысле тоже, пронзительное признание в любви к Санкт-Петербургу, спрятанное в пелену иронического детектива (или черной комедии, как настаивают создатели сериала).
В «1703» много экзальтации, театральной ломаности, подчеркивающих упадническую эстетику Питера. Но за ней легко обнаруживается жажда жизни и вера в нее. Как любой суицидник, Гоша больше всего хочет перестать им быть, а Вадик, старательно любящий озабоченную невесту на служебном диване и случайно замеченный персонажем Федорцова, невольно дарит ему надежду, что аденома простаты — не приговор.
Страшно это говорить после всего двух серий, но пока очень похоже, что «1703» — выдающаяся работа, каких не было давно.
«1703». 8 серий. Нуар, детектив, черная комедия.
Режиссер: Сергей Сенцов.
Сценарий: Денис Артамонов.
В ролях: Гоша Куценко, Кузьма Сапрыкин, Софья Лебедева, Павел Табаков, Варвара
Феофанова, Андрей Федорцов, Николай Фоменко, Роза Хайруллина.
Где смотреть: онлайн-кинотеатр Okko с 29 сентября.