Мимо цели: сериал «Убивая Еву» вернулся с четвёртым сезоном
Завершающий этап смертельной игры в «кошки-мышки»
В то время как Ева (Сандра О), теперь работающая в частной охранной фирме, пытается выяснить, кто стоит за продолжающимися убийствами членов таинственной организации «Двенадцать», Вилланель (Джоди Комер) ищет спасение от прежней жизни в религии и намерена стать на путь смирения. Но в самом скором времени их дороги пересекутся вновь.
Стартовавшая в 2018 году в эфире канала BBC America экранизация цикла романов Люка Дженнингса (после первой части сюжет книг следовал уже иным маршрутом) оказалась заметным событием в сериальном мире. Прежде всего, благодаря новому подходу к несколько приевшемуся жанру шпионского триллера: стандартный, казалось бы, рассказ о поисках зловещего и неуловимого убийцы сотрудниками спецслужб успешно избегал многочисленных клише и ловко смешивал кровавые убийства, трагикомедию и отчетливо считываемую иронию во взгляде на происходящее.
Но главный успех обеспечили две главные героини, представленные не шаблонными персонажами, а живыми людьми со своими печалями и радостями: офисная «мышь» Ева Поластри, служащая в британской разведке и утоляющая жажду острых ощущений чтением детективов, и Вилланель, социопатка с русскими корнями, которая может мило улыбаться жертве за мгновение до того, как отправить её на тот свет. Их столкновение рушит прежде привычный ход вещей — Поластри получает возможность начать жизнь заново, смертоносная наёмница понемногу открывает в себе неведомую прежде человечность. А ещё обе постепенно понимают, что в мире, где все окружающие врут и норовят извлечь свою выгоду любой ценой, доверять они могут только друг другу.
Впрочем, после многообещающей завязки восторг критиков и аудитории постепенно пошёл на убыль, а необходимость дальнейшего усложнения интриги вынуждала авторов прибегать к всё более спорным решениям. Возможно, дело ещё и в том, что за каждую из частей отвечал новый шоураннер: первый сезон курировала Фиби Уоллер-Бридж (создательница и звезда нашумевшего сериала «Дрянь»), за вторым присматривала уже Эмеральд Феннел («Девушка, подающая надежды»), а третий попал в руки Сюзанны Хиткот («Бойтесь ходячих мертвецов»). К началу четвертого — и заключительного — сезона сюжет (порученный теперь заботам Лауры Нил, прежде работавшей над сериалом Netflix «Сексуальное просвещение») осуществляет своеобразную рокировку, вновь разводя участниц по разные стороны баррикад. Только теперь уже Ева может, не моргнув глазом, выстрелить в человека, а Вилланель терзается сомнениями в себе и тщетно пытается добиться внимания от бывшей подруги.
К сожалению, к такому витку событий сериал подходит уже с изрядно нарушенным балансом, а сравнение с первым сезоном оказывается не в пользу новых серий. Комичная составляющая перерастает в абсурд, в хитросплетениях интриги действие вязнет, не успев даже разогнаться, а Ева и Вилланель словно сами не понимают, чего хотят друг от друга. С самого начала эти странные отношения, развивающиеся в границах от скрытого влечения до открытой вражды, были движущей силой всего сюжета. Жаль, но к финальному этапу прежде захватывающего приключения интерес к тому, что в итоге станет с его участницами, потеряли, кажется, не только зрители, но и сами героини.
Новый сезон «Убивая Еву» уже можно посмотреть в онлайн-кинотеатре АМЕДИАТЕКА