Переживаем за тебя, Бахметьева: в чем феномен сериала «Тест на беременность»
Героиня Светланы Ивановой уходит из клиники и встречает хорошего мужчину — третий сезон уже доступен для просмотра
«Тест на беременность» — сериал удивительной судьбы. Первый сезон вышел аж в 2014 году — был огромный успех, глава Дирекции кинопоказа Первого канала Сергей Титинков не скрывал восторга: мол, надо же, как точно попали в аудиторию — при такой-то конкуренции на рынке мелодрам. Но второй сезон вышел не в 2015-м, что было бы логично — куй рейтинги и прибыль от рекламы, пока горячо, а в 2019-м. Через 5 лет!
А тут, спустя еще 3 года, и до третьего сезона дожили. Но не в эфире Первого канала — маловато времени прошло со второго, вероятно, считает его руководство, а на KION (с 16 ноября): с самого создания этот стриминговый сервис состоит в партнерских отношениях с первой кнопкой вашего пульта.
Чем же «Тест на беременность» отличается от прочих эфирных сериалов, сливающихся для чересчур насмотренного зрителя в однородный серый фон? Вопрос непростой, но на него можно попробовать ответить.
Самое очевидное: Светлана Иванова — наилучший выбор на роль главной героини. В эфирные мелодрамы чаще всего берут предельно прямолинейных актрис, умеющих одновременно выдавать ровно одну эмоцию. Это важно: уставшие вечером трудного дня зрительницы больше и не хотят. Имена этих тружениц сериального труда плохо помнят и после двадцати ролей, но спрос на них чрезвычайно большой.
Иванова — полная противоположность, она мощная актриса психологического толка — уж это мы теперь точно знаем после «Обоюдного согласия». Но эта ее мощь спрятана в шкурку безобидной овечки из типовой мелодрамы — это убаюкивает бдительность аудитории, а потом сажает ее на крючок навсегда.
И чем дальше, тем Светлана Иванова в этой роли прекраснее. В эпоху ныне запрещенных соцсетей мы чаще наблюдаем яркую, бьющую поддых красоту, заметные за километр губы и брови, идеальные линии лица с идеальным же макияжем — пластмассовых женщин с сумочками по цене трехкомнатной квартиры в небольшом среднерусском городке. На этом тошнотном фоне Иванова с ее нежной женственностью — просто тургеневская девушка и без всякого психологизма, который при желании можно и не считывать. Зрительницам приятнее именно с ней ассоциировать свою внутреннюю девушку (которая живет внутри и в 70) — подсознательно они чувствуют в героине актрисы глубину, свойственную живым людям и которой нет в картонных героинях привычных мелодрам.
Второй продуманный крючочек — дозированный натурализм, придающий «Тесту на беременность» реалистичности. Многие посмотрели в этому году душераздирающую британскую драму про будни гинеколога «Будет больно» с абсолютно гениальным Беном Уишоу, где кровь так и хлещет из вскрытых маток. В эфире Первого канала этот выдающийся сериал был бы обречен на провал: это слишком похоже на жизнь и действительно слишком больно смотреть. Брызги крови на халате доктора Бахметьевой лаконичны и дозированны, кадры с разверстыми на операционном столе туловищами и перепачканными родовыми жидкостями младенцами быстры и нечасты — половину их можно и не увидеть, если отвернуться на секунду к плите.
Сериал хвалят за реализм, но его-то там как раз по большому счету и нет, несмотря на некоторые внешние признаки. «Тест на беременность» остается сказкой, смотреть которую безопасно. Вот в новом сезоне появляется, например, принц — успешный, уверенный в себе ресторатор материализуется в первой серии из ниоткуда, когда Бахметьева возвращалась с заграничного конгресса гинекологов в Питер, и ухаживает за ней так, как мечтает каждая женщина: напористо, но в меру интеллигентно. И заранее понятно, что все будет хорошо — потом, а пока золушка должна страдать и с поста завотделением устраивается хоть и в платную, но скорую.
При всем смелом новаторстве (в рамках поля вечерних эфирных сериалов, конечно) «Тест на беременность» остается произведением для фонового смотрения в процессе выполнения домашних дел. Сюжет развивается невыносимо медленно (для тех, кто привык к онлайн-кинотеатрам): в первой серии у героини Лянки Грыу начались проблемы с почти бывшим мужем — взял в кредит 20 млн и сбежал, а долг повесили на нее, и к концу третьей она только и успела что воздеть руки к небу и сходить в ломбард. Но эта черепашья скорость — одно из необходимых условий для успеха у эфирных зрительниц. А ужин когда на тарелки выкладывать, если все быстро будет происходить, скажите на милость?
Еще одна фишка «Теста на беременность — выверенный баланс чисто медицинской линии и мелодраматической. Это не медицинский процедурал в чистом виде, где интересные случаи из врачебной практики тесно и равноправно переплетаются с личной жизнью персонажей. «Тест на беременность» очевидно кренится в сторону мелодрамы: акушерство и гинекология — лишь острая приправа, и этой перечницей сценаристы стараются не злоупотреблять.
Наконец, самое главное — это магистральная идея сериала. Он же месседж, он же лейтмотив. А это все легко считывается и заключается в следующем: достаточно просто быть хорошей, и все само собой наладится. И на работе, и в личной жизни. Надо просто подождать. Пусть это неправда, но разве не об этом мечтает каждая женщина?
Пожалуй, «Тест на беременность» — в самом деле феномен: давненько у нас не было простого женского сериала, где все важные элементы были бы собраны так гармонично. Вот буквально со времен «Зимней вишни» ничего подобного.
P.S. Говорят, четвертый сезон покажут сразу после третьего — без привычного перерыва. Держим кулаки за тебя, Бахметьева!
«Тест на беременность-3». Мелодрама, 8 серий.
Режиссер: Михаил Вайнберг.
Сценарий: Евгения Михайлова, Лариса Степанова.
В ролях: Светлана Иванова, Кристина Орбакайте, Евгений Пронин, Кирилл Гребенщиков, Александр Яцко, Лянка Грыу, Анна Каменкова, Татьяна Рассказова, Агния Кузнецова, Кирилл Варакса и др.
Где смотреть: с 16 ноября 2022 года на KION, позже — на Первом канале.