Датский «Каштановый человечек» не похож на «Мост» и «Убийство»
Стоит ли смотреть новый скандинавский нуарный детектив от Netflix
Начинается датский «Каштановый человечек», которого в первую очередь ждали все фанаты «Моста» и «Убийства», с момента, когда в 1987 году местному шерифу сообщают по рации, что некий фермер почему-то позволил своим коровам сбежать. Но когда шериф появляется у фермера, он обнаруживает, что трое в доме жестоко убиты, а четвертый серьезно ранен. Коп рискует спуститься в подвал и встречает там свою собственную смерть, перед которой он видит маленькую девочку, прячущуюся под верстаком, заполненным фигурками, сделанными из каштанов.
Воистину нет ничего более жуткого, чем таинственный убийца, который оставляет после себя маленькие фигурки. В новом датском сериале «Каштановый человечек», основанном на романе Сёрена Свейструпа, маньяк оставляет жуткие поделки, сделанные из орехов, которые обычно жарят на Западе на открытом огне на Рождество.
Далее действие перемещается в Копенгаген, в наши дни. Детектив полиции Найя Тулин собирается уговорить своего начальника дать ей рекомендации для перевода в IT-отдел (когда-то Сара Лунд так же собиралась отчалить со службы). Но тот отправляет ее на расследование нового дела, вместе с Марком Хессом, агентом «Европола», которого не очень-то жалуют местные полицейские.
«Напарники поневоле» обследуют дом, в котором жила жертва, и на игровой площадке в лесу, где ее безжизненное тело с предварительно ампутированной рукой приковано наручниками к столбу, находят спрятавшегося крохотного человечка, сделанного из каштанов.
Полиция обнаруживает на фигурке отпечатки пальцев дочки влиятельного политика, которую считали погибшей… В это время министр соцразвития Дании Роза Хартунг возвращается в парламент впервые с тех пор, как ее дочь Кристина была похищена и убита 12 месяцами ранее.
Сериал уже упрекнули в слишком утомительных диалогах и недостаточном импульсе в первом эпизоде. Хотя авторы сериала упирают на намеренность такого развития сюжета. Они хотят дать зрителю ощущение, что это происшествие никуда не денется. А после того, как обнаруживается отпечаток пальца Кристины Хартунг, именно он направляет шоу в том направлении, где возникает любопытство зрителя.
Кроме медленного развития сюжета в первых сериях, по итогу выясняется что Найя Тулин и Хес не вызывают ни любования, ни сопереживания. Копы из «Человечка» вчистую проигрывают ярким Саге Норен и Мартину Роде из «Моста» и Саре Лунд из «Убийства».
Сериал в самом начале застревает в попытках рассказать несколько историй разом — это делается специально, по канонам жанра, чтобы как можно сильнее запутать зрителя. А потом начинает выдавать ляп за ляпом — чего только стоят огнеупорные полицейские, которые, обильно политые бензином, свободно перемещаются по горящему строению в последнем эпизоде.
Очень трудно «ненорвежцу» уследить за именами. Когда идет рассказ о ком-то, кого не показывают или не показывали нам, тяжело представить, кем является тот или иной персонаж. Но это скорее проблема всех скандинавских проектов с большим количеством героев. Эти имена не похожи на имена, которые мы привыкли слышать, даже в западном кино, и они кажутся чем-то вроде труднопроизносимого набора букв, который потом не то что проассоциировать, воспроизвести правильно и то тяжко.
В целом же, интрига сохраняется до самой последней серии, которых в первом сезоне всего шесть. Преступника, как это всегда бывает в Scandi Noir, достают из рукава в самый последний момент. И конечно, им оказывается тот, про кого никто даже не мыслил плохого до этой самой секунды.