Телеграм-каналам делают биографию: о чем сериал «Просто представь, что мы знаем»
Евгений Стычкин, Юлия Снигирь, Екатерина Вилкова, Анфиса Черных, Рина Гришина и другие в производственной драме о медиаиндустрии России. И еще все немножко спят друг с другом.
Две амбициозных молодых журналистки (Анфиса Черных, Рина Гришина) открывают собственный телеграм-канал новостей. К ним прибивается умная девочка из мажоров, фанатка певицы Монеточки и сама на нее очень похожая (дебютантка Катя Федина). По сюжету это самая актуальная журналистика текущего момента — от традиционных медиа веет пылью и цензурой, а других теперь и нет.
Телеграм-каналы существуют вне правового поля — здесь можно все, в том числе не проверять факты. За короткий период канал ППЧМЗ («Просто представь, что мы знаем») набирает полмиллиона подписчиков, по пути похоронив известного в прошлом журналиста Евгения Малышева (Евгений Стычкин). С моста скинулся его полный тезка, и девушки решили, что это тот самый Малышев, который ушел из профессии и теперь депрессует в Лондоне на правах куколда при успешной жене (Екатерина Вилкова). Но вот Малышев духовно воскрес, вернулся в Москву и примкнул к молодым и и амбициозным. Вместе они активно создают волновые колебания на гладком как лысая башка информационном поле страны.
Режиссер Роман Волобуев («Последний министр»), в очень далеком прошлом лучший кинокритик России, чувствует биение времени как никто. Ему интересно, что происходит здесь и сейчас, ему нравится это исследовать, он умен и ироничен. Проблема лишь в том, что, заварив густую композицию (на материале сценаристов Милы Просвириной и Ильи Маланина), он бросил начатое на полдороге. «Просто представь, что мы знаем» — скромная четырехсерийка, но с внушающим уважение, почти бибисишным хронометражом — около 40 минут на серию. Только четвертая серия кончается на полуслове, на пике завязки — то ли денег больше не было, то ли сценарий не дописали.
Это обидно, поскольку в целом «ППЧМЗ» — очень симпатично сделанный проект, дышащий свободой — и не только творческой; он в хорошем смысле циничный, без оглядок на что-либо вообще, без заигрывания со зрителем. В нем чувствуется замах на срез эпохи с последующим метамодернистским анализом: это не британские «Годы, годы», но определенно взгляд в ту же сторону, только с глумливой ухмылкой. В сериале называют вещи своими именами, и упоминают, например, «админку», которая рулит всей медиаиндустрией, там героиня, похожая на Монеточку, живет с девочкой, и это просто штришок, а не побочная линия; там Юлия Снигирь вытащили из привычного образа красивой красотки — в сериале она томный инвалид, любительница травки (спойлер: герой Стычкина с ней спит); там целая галерея камео реальных субъектов российских медиа — и впереди, конечно, самая умная женщина России и лучший политолог страны Екатерина Шульман.
Наконец, «ППЧМЗ» визуально красив — герои все время переписываются в чатах и то, как это показано, достойно аплодисментов; эстетически это городской нуар — Москва опять представляет собой Готэм, ну а как еще, в медиасреде в самом деле далеко не солнечно.
А колоссальная проблема сериала, перечеркивающая всю его симпатичность нахрен, даже не в том, что он так внезапно кончается. «ППЧМЗ» — это история про индустрию, про само существование которой в курсе далеко не все россияне. Ну и что, главное же — люди и их истории. Только вот люди с их историями представлены настолько комиксово, что начать их чувствовать и сострадать им за 4 серии так и не получается.
А получается междусобойчик, сериальчик для своих — тружеников российских медиа. Хотели проанализировать явление, а по факту только создали повод нажраться с горя — вот для чего годятся все эти намеки, местами очень смешные, на реальные ситуации с реальными людьми из реальной российской медиажизни (сценаристы и режиссер уверяют, что прототипы есть абсолютно у всех персонажей). Массовому зрителю это просто не может быть интересно — и это уже видно по первым откликам, потому что человеческие истории в «ППЧМЗ» слишком схематичны, чтобы зацепить, а наблюдать за трудовыми буднями в каком-нибудь литейном цеху металлургического завода никому не надо.
«Просто представь, что мы знаем». Драма, 4 серии.
Режиссер Роман Волобуев. Авторы сценария: Мила Просвирина, Илья Маланин.
В ролях: Евгений Стычкин, Анфиса Черных, Рина Гришина, Катя Федина, Юлия Снигирь, Екатерина Вилкова, Максим Виторган, Артур Ваха и др.
Где смотреть: КиноПоиск HD с 24 сентября (все серии в один день).