Он — редкостный идиот, но разве это может помешать руководить важным ведомством?
Первый признак хорошего сериала — хорошая заставка, ее задача — передать эмоциональный фон, намекнуть на пружины, которые будут разгонять действие, не давая зрителю скучать. Заставка — половина успеха, не зря они нашим сериальщикам так редко удаются.
Заставка «Последнего министра» прекрасна. Герой — тот самый последний министр, с плохо скрываемым ликованием на лице и портфелем в руках, идет занимать вверенное ему кресло: визуально его проход напоминает заставку «Молодого папы»; на переднем плане пляшут бесы — его подчиненные, символизирующие, вероятно, чиновников любого министерства вообще.
Насколько можно судить по первым двум сериям, показанных журналистам, «Последний министр» — это трагикомедия современной русской жизни, которая сочится усталым сарказмом: всем нам надоели чиновники-дураки, ну вот же, сами посмотрите. В этой истории нет развеселой разудалости, часто свойственной даже лучшим сериалам ТНТ, например — когда любая смелая сатира сознательно принижается пошлостью.
«Последнего министра» спродюсировал Александр Цекало — талантливый человек с амбициями, шоураннер всея Руси, но основательно замученный Константином Эрнстом: глава Первого канала годами покупал мало, в эфир ставил и того меньше (второй «Метод» сняли сто лет назад, а до сих пор не показали) — держал продюсера в черном теле, а годы ведь идут. На наше общее с Цекало счастье на арену выкатился «Яндекс» — огромная империя, построенная вокруг поисковика, сколотила миллиарды, отчего же и сериалы не поснимать. «Последний министр» — первая ласточка онлайн-кинотеатра «Кинопоиск HD», входящего в структуру активов «Яндекса», до сих пор там показывали только покупное, не оригинальное кино.
С режиссером проекту тоже повезло: это Роман Волобуев, некогда лучший кинокритик страны, уже несколько лет пробующий себя в кино и сериальной индустрии, он же соавтор сценария.
Главный герой — бывший мэр Малой Пышмы Евгений Тихомиров (Ян Цапник), дурак редкостный, ставший главой городка в результате идиотского стечения обстоятельств. Характерный, в общем, такой мэр из российской глубинки — его Малая Пышма утонула по недогляду, так что мэром он был всего неделю. Теперь он задумчиво грустит у бассейна в своем доме — с сигарой, стаканом виски и томом Достоевского (прочитать «Идиота» он, конечно, не сможет, зато красиво).
А в это время в министерстве перспективного планирования скончался министр Гаврютин (короткая, на эпизодик, но блистательная роль Бориса Невзорова), который за всю свою карьеру не сделал ничего. Вообще ничего. За счет чего и держался в кресле столько лет. Министерство это достало неких его покровителей, но просто так закрыть ведомство нельзя: Набережная (видимо, метафоричное обозначение правительства) обидится. «Эта помойка — плод их реформ, а на Набережной к своим фантазиям относятся нежно, особенно к глупым». Вот и решили поставить туда Тихомирова — дурак он деятельный, Малую Пышму погубил, авось и с министерством справится. И Тихомиров немедленно приступает, взяв под мышку биографию Столыпина (Достоевский и правда не пошел, а Столыпин — это тренд). «Страну удивлять будем» — это слоган Тихомирова, и страна, конечно, содрогнется.
Когда есть мощный сценарий, умный режиссер и адекватный продюсер, и актерам хорошо: Ян Цапник чертовски убедителен, вот же тварюга тупорылая этот Тихомиров. Да и другие персонажи не перебирают, не суетятся, не врут в кадре — вы только посмотрите, как гениально ухмыляется Федор Лавров.
Контора главного героя представляют собой кунсткамеру, обитатели которой, к сожалению, еще не в спиртовых колбах, но тоже весьма причудливы. Карьеристка Нечаева (Ольга Сутулова) готова присягнуть кому угодно, лишь бы сохранить место, Викентьев (Сергей Епишев) — одержим дорогими зарубежными командировками, абсолютно бессмысленными, Дударь (Алексей Золотовицкий) — набирающий силу подонок и т. п. В этом темном царстве безразличного лицемерия только один лучик — практикантка Соня Скворцова (Софья Лебедева), которая одна способна изумляться происходящему, но бог знает, что с ней станет потом.
«Последний министр» десакрализует власть, визуализируя стоны народные в самое неподходящее для этого время. Казалось бы, такая простая и очень полезная штука — посмеяться над чиновником с портфелем, а ведь системно этого давно никто не делает, сейчас так не принято. Ну разве что был «Домашний арест» Семена Слепакова и Петра Буслова. Дрейфуя от чистой комедии в стороны беспримесной сатиры, Цекало, Волобуев и Ко приподнимают планку, взятую в «Домашнем аресте», и очевидным образом строят свой город Глупов. В конце концов, у Семена был уездный городишко, а тут министерство-то как минимум губернское, а то и федеральное.
Впрочем, излишняя публицистичность искусству только вредит. Но с драматургическими пружинами в «Последнем министре» пока тоже все хорошо: после первых двух серий остальные ждешь со спокойным сердцем.
«Последний министр». 16 серий (по 30 минут). «Кинопоиск HD».
С 26 марта по четвергам, по 2 серии.
Режиссер: Роман Волобуев. Авторы сценария: Роман Волобуев, Елена Ванина, Роман Непомнящий, Дмитрий Нелидов.
В ролях: Ян Цапник, Ольга Сутулова, Нелли Уварова, Сергей Епишев, Анна Шепелева, Софья Лебедева, Алексей Золотовицкий, Дарья Носик, Екатерина Носик, Сергей Степин, Эльвира Кикеева, Ольга Дибцева, Елена Ванина, Екатерина Горина, Федор Лавров.