«Папик»: одинокий дед решает умереть
Смешная комедия от создателей «Сватов» и «Слуги народа» заставляет поверить, что все будет хорошо.
Одинокому пожилому актеру больше незачем жить: триумфальный «Гамлет» случился так давно, что и не верится, что он вообще был, новых ролей не предлагают, с семьей не сложилось, за квартиру накопился огромный для пенсионера долг. В полном отчаянии он решает покончить с собой. Но даже это ему важно сделать по-людски. Похоронные деньги разложены в четыре аккуратно подписанных конверта: «гроб», «катафалк», «поминки», «памятник»; чистый костюм приготовлен, осталось только подстричься. Дед идет туда, где с советских времен была парикмахерская «Чародейка». Теперь там барбершоп — за немаленькие деньги (помираем один раз) замученного проблемами и одиночеством деда превращают в лихого хипстера с модной бородой и задорными усами.
В барбершопе бесплатно наливают виски, что сыграло с дедом ту еще шутку. Душа под действием выдержанного этанола воспряла и потребовала продолжения банкета. Снова почувствовавший себя молодым пенсионер пропил все похоронные сбережения, вдоволь потусовав в ночных клубах. Вдобавок утром обнаружилось, что он где-то подцепил фигуристую красотку: до греха не дошло, но наплести, что сказочно богат, дед ей успел. На протяжении 16 серий главным героям предстоит выпутываться из этой истории: деда-то уже не на что хоронить, а ночная нимфа поторопилась бросить предыдущего папика.
На Украине сериал показали в начале декабря 2019-го на канале «1+1», и он практически сразу стал хитом. Сняла «Папика» студия «95-й квартал» («Сваты», «Слуга народа»), которую до недавнего времени возглавлял нынешний украинский президент Владимир Зеленский.
Похоже, украинские продюсеры знают про сериалы что-то такое, что только-только постигают их российские коллеги. Сначала кажется, что «Папик» — еще одна дурацкая комедия, довольно небрежно снятая и смонтированная на коленке. В середине первой серии, например, в одной из сцен с потолка комнаты, где разворачивается действие, самым наглым образом свисает микрофон, который то ли не заметили, то ли забыли вырезать.
Но постепенно разворачивается многослойная композиция — в карикатурно-ржачную оболочку авторы умудрились упаковать узнаваемые судьбы, вполне характерные что для современного Киева, что для Москвы.
«Пашешь-пашешь, а из статуса любовницы на съемной квартире никак не выйдешь», — с болью говорит подружка главной героини и нужно быть бездушной скотиной, чтобы ей в этот момент не посочувствовать. Любовниц-эскортниц, которых благодаря масс-медиа и лично Андрею Малахову (см. его программу про «рынок шкур») мы знаем только как хищных, циничных, сугубо безнравственных особ, показывают в «Папике», скажем так, с гуманистических позиций. Лиза, которую дед в запале совершенно справедливо называет шлюхой, на поверку оказывается работящей, много повидавшей девушкой с добрым сердцем, которая живет свою трудную жизнь как умеет. Где-то за кадром маячат геополитические катаклизмы — об этом в сериале не говорят, но ясно же, что могла быть Лиза инженером, кабы не чертовы экономические да политические кризисы на постсоветском пространстве.
Тема разрушенной большой страны нет-нет да мелькнет в этой, вообще-то, убойной и очень смешной комедии. Сам образ деда безмолвно кричит о покореженных развалом СССР судьбах — ведь именно поэтому он выброшен на обочину жизни, а его друзья и вовсе прозябают в доме престарелых для ветеранов сцены: впервые увидев хамон и прочие буржуйские яства, они цепенеют. «В чем сила, если не в бабках?» — недоумевает незваная подруга деда, а он отвечает: «В принципах и моральных ценностях» — и она не смеется над ним, и ты — зритель, чувствуешь, что есть, есть еще вес в этих его словах.
Однажды герои, представляющие две доселе непересекавшиеся вселенные, оказываются на вечеринке сильных мира сего. «Этот — лес, этот — газ, этот — ЖКХ», — указует пальчиком Лиза на статусных мужчин, а дед парирует, горько усмехаясь в усы: «одним словом, упыри, нечисть, вурдалаки». Так смешной «Папик» вздымается до сатирических высот. Сериал дышит живой и понятной эмоцией — в общем-то, понятно, почему украинцы выбрали Зеленского.
В «Папике» нет ни Александра Петрова, ни Сергея Бурунова, а только неизвестные нам украинские актеры. Тандем Дарьи Петрожицкой (счастливые киевляне могут лицезреть ее в своем ТЮЗе), и народного артиста Украины Станислава Боклана не делает ничего сверхъестественного, но этот сериал и не претендует на «Оскар». Это простая, добрая, искренняя история, сделанная добрыми людьми, где все хорошее обязательно-обязательно победит. Ясно ведь, что все у деда будет хорошо. А значит, и у нас — по эту сторону экрана, есть шанс.
«Папик» (ориг.: «Папiк»). Производство: «Квартал 95» (Украина). Количество серий: 16.
Режиссер-постановщик: Андрей Яковлев. Оператор-постановщик: Сергей Кошель. Автор сценария: Андрей Яковлев, Андрей Ильков, Андрей Нестеров, Андрей Авсеюшкин, Алексей Жук. В главных ролях: Станислав Боклан и Дарья Петрожицкая.
Показ в России: канал СТС, more.tv