На новом американском стриминговом сервисе Peacock вышла телеэкранизация самого известного романа-антиутопии «О, дивный новый мир» Олдоса Хаксли.
(Осторожно, спойлеры!)
Действие разворачивается в Лондоне XXVI века (само произведение было написано в 1932 году). Хотя по картинке это, скорее, наше время. Ну хорошо, может, век XXII, и мы почти в нем, ребята. Лаборатории, дети из пробирки, суперсветлые офисы-небоскребы, шаттлы, парки развлечений… Только вот на касты такого очевидного деления у нас пока не наблюдается. Ну и дети все-таки пока большей частью рождаются естественным путем, а не выращиваются в лабораториях искусственно.
Итак, по сюжету все люди делятся на пять каст. Высшая – это «альфы». У них максимальные способности, престижная и ответственная работа, управление миром. Следующими идут «беты», дальше – «гаммы», «дельты» и самая низшая каста — «эпсилоны» — работяги, практически рабы. Людей не сортируют в определенном возрасте по способностям, их сразу определяют в касту при появлении на свет путем «отупления», добавления спирта или еще чего-то для снижения потенциала, для подчинения другим и беспрекословного выполнения приказов. Хотя сбои иногда случаются. Как это произошло с главными героями — медсестрой Лениной Краун (Джессикой Браун Финдлей) из касты «бета» (ее имя отсылает к Ленину), а также гипнологом Бернардом Марксом (Гарри Ллойдом) из касты «альфа плюс» («привет» Марксу). Оба обнаружили, что на них перестал действовать наркотик под названием «Сома», который поголовно употребляют все вокруг в самых различных целях. Теперь они видят вещи иначе и привычные законы вызывают у них сомнение.
Так как моногамия в этом обществе считается неприемлемой и «все принадлежат всем», то люди не имеют права встречаться долгое время, жениться, заводить детей. Они не знают, что такое семья и брак. Но могут посмотреть на такие исчезнувшие явления в «парке дикарей» на экскурсии. В один день Ленина и Бернард отправляются в такой парк развеяться. Там они встречают Джона (Олдена Эренрайка), который вообще был рожден естественным путем. Теперь у Ленины и Бернарда возникает еще больше вопросов, а Ленина влюбляется в «Дикаря».
В интервью Variety Олден Эренрайк рассказал, чем его киношный Джон отличается от персонажа из книги.
— В романе у Джона очень много шекспировского – много романтики и ощущения того, какой жизнь должна быть на самом деле. Много чувств, любви, много эмоций, а также смерти. Но в сериале Джон выглядит совсем иначе. Может быть, это романтика по-американски? Но на самом деле суть от этого не меняется. И для меня было настолько здорово и волнительно играть личность, которая идет против течения, верит в себя и борется за то, во что верит, что я не мог не согласиться на эту роль. И знаете, это всегда такое замечательное ощущение, когда ты видишь костюмы, которые предстоит носить твоему герою, ты видишь, как снимают эпизоды, ты постепенно вживаешься в образ. Ты понимаешь своего персонажа все больше и больше, прикипаешь к нему. Мне нравится, как меняется мой герой. Он поднимается из самой грязи, из низших низов, из ощущения «никто и звать никак» в человека, которым все восхищаются. Поначалу он думает: «Они опять пытаются загнать меня в какие-то рамки, сделать из меня «обезьянку в клетке». Но потом он понимает, что на самом деле имеет власть над людьми. Эти перемены происходят где-то в середине сезона. Он понимает, что может делать вещи, о которых всю жизнь мечтал. Ведь парень, которого вы видите во второй части сезона, жил в Джоне с самого начала, даже тогда, когда он влачил жалкое существование в землях дикарей вместе с мамой. Просто тогда у него не было возможности проявить себя.
Сериал дословно не передает книгу. Поколению постарше это как раз и не нравится, потому что теряется смысл, заложенный Хаксли. А вот молодежи, возможно, придется по душе. Он местами напоминает «Черное зеркало». Может быть потому, что режиссером первого эпизода «Нового дивного мира» стал Оуэн Харрис, работавший и над «Чёрным зеркалом», а Джессика Браун Финдлей снималась в том проекте.
Шоураннер и продюсер проекта Дэвид Винер в интервью Deadline объяснил, что адаптация книги всегда является своего рода вызовом:
— Олдос Хаксли исследовал в своем произведении философскую идею развития общества, но ведь не обязательно истолковывать ее в драматическом ключе. К тому же, помимо того, как он относится к женщинам в своем романе, в нем есть вещи, которые мы не можем сейчас изображать «дословно». Например, проблемы расизма. А некоторые вещи мы должны рассматривать в более современном ключе, ведь понятие утопии сейчас сильно отличается от того, каким оно было во времена Хаксли почти 100 лет назад.
Наш совет — посмотрите сами и все решите. В России все девять эпизодов нового сериала доступны с 16 июля на сервисе «Кинопоиск HD».