Члены семьи покойного миллиардера рвут глотки друг другу из-за денег и отбивают атаки рейдеров.
Россия, наши дни. Глава крупнейшей строительной империи страны «Галактика» Алексей Градов, мужчина в расцвете лет (Ростислав Бершауэр), внезапно умирает от сердечного приступа. Еще не остыло тело покойного, как его жены (бывшая и настоящая) и дети стремятся урвать кусок семейного бизнеса пожирнее.
У них опасный конкурент — бывший федеральный чиновник, а ныне акционер «Галактики» Кудрявцев (Игорь Гордин), стремящийся отжать компанию. На арену возвращается отошедший было от дел Градов-старший (Алексей Гуськов) — он когда-то он создал этот бизнес, а теперь вынужден снова встать за штурвал из-за смерти сына, чтобы наследнички не пустили миллиарды по ветру. Это не слишком устраивает его амбициозного внука Дмитрия Градова (Павел Попов), которому вскружила голову мысль самому занять кресло управляющего директора «Галактики». В игру вступает Надя (Юлия Снигирь) — правая рука покойного и его любовница.
На заднем плане маячит неуравновешенный единокровный братец Дмитрия Антон (Валерий Карпов) — его мучит то, что с ним, полноправным акционером, никто не считается, к тому же он женат на дочери ставшего врагом Кудрявцева (Марина Ворожищева). Себе на уме дочь скончавшегося Градова Полина (Ангелина Пахомова) — тусовщица и прожигательница жизни. У всех очень много денег, но хочется еще больше. Всем мучительно хочется тепла и одновременно перегрызть глотку ближнему. Звучит торжественно-драматическая музыка.
Да, это похоже на американских «Наследников» (Succession) — один из лучших сериалов последних лет. Что называется, до степени смешения. Но это не только не плохо, а даже и хорошо. Чуть ниже объясню, почему. А пока давайте коротенько сравним два сериала — уйти от этого никак не получится.
Разумеется, у «Золотого дна» и дым пожиже, и труба пониже. Во-первых, чисто финансовые возможности американской и российской сериальных индустрий слишком разные и соотносятся примерно как гора Эверест и отдельный атом. Много денег и, что важно, успешный опыт их зарабатывания развязывают американским шоураннерам руки. Они могут позволить себе рисковать и перепридумать жанр семейной саги, смешать его с подробным производственным романом и не бояться все испортить вполне ходульными мелодраматическими приемами.
Перепридумать не на пустом месте: в «Наследниках» ярко выражено публицистическое начало, американский зритель узнает в сюжете реалии общественной жизни. Не говоря уж о том, что у тамошних сценаристов красных флажков в разы меньше, чем у наших. Так родилась эта сложная, многослойная, эпическая трагедия о власти денег и разрушительной силе нелюбви, которой рукоплескали бы хоть Софокл, хоть Шекспир.
На протяжении первых серий трудно не сравнивать и не строить параллели. Градов-старший — это же Логан Рой! А в Наде много от Шивон. Дима явно как Кендалл, но некоторые черты последнего теперь у Антона, и т. п. Нелепыми кажутся детали, никак не вяжущиеся с российской действительностью — ну не знает у нас каждая собака глав строительных компаний и членов их семей, у нас эти люди предпочитают не отсвечивать. Логичнее было бы, если бы это были семьи политиков, крупных чиновников, но… Вы сами все понимаете. У нас на виду один шоу-бизнес.
Часто режет глаз бедность производителя: общий план офиса «Галактики» не очень убедительно отрисован на компьютере, а сцены в семейном особняке сняты на первом этаже дома, чей интерьер с лестницей со стеклянными перилами в российских сериалах показывали уже примерно миллион раз. И композитор Николай Ростов слишком старается сбацать не хуже Николаса Брителла, но сравнимую по вирусной мощи основную тему он так и не придумал.
Но потом к этому привыкаешь, потому что «Золотое дно» захватывает с головой. Несмотря ни очевидную вторичность, авторам удалось создать достоверную вселенную. Практически никто из актеров ни на миг не выпадает из образа и всегда в точном ансамбле с партнером по сцене. Они явно понимают, что делают русский Succession, но играют на драйве, вдохновенно, сцена за сценой вылепляя сложное внутреннее наполнение своих персонажей, которое так интересно разгадывать. Очень хорош брутально-нервический Павел Попов, превосходна трагическая Юлия Снигирь, в чьей героине пропорции светлого и темного меняются ежеминутно. Замечателен Игорь Гордин, рисующий образ безжалостного манипулятора, лишенного каких-либо моральных ограничителей. Не говоря уж об Алексее Гуськове, чьего таланта хватило даже на то, чтобы снизить градус раздражения от того, что его герой слишком уж часто помирает-оживает.
Вот так чудо: посредственный литератор Сергей Минаев — автор пусть популярных, но чудовищно плохих романов «The Телки» и «Духless», оказался весьма мастеровитым сценаристом, способным изобрести множество неожиданных сюжетных зигзагов (хотя, возможно, все дело в его соавторе Дмитрии Минаеве). А самое удивительное, что виртуозно дирижировал этим немаленьким оркестром Илья Ермолов, не так давно пришедший в режиссуру из актеров (вряд ли вы вспомните, где его видели, хотя сыграл он немало) и из заметного успевший снять только сериал «Разрешите обратиться» (сейчас он работает над приквелом «13-й клинической»).
Теперь обещанное. Почему же не плохо, а даже хорошо, что наши сняли без пяти минут ремейк? Да потому что кто-то всегда протаптывает удобную тропинку первым. Компания Apple придумала форм-фактор кучи гаджетов, которые теперь выпускают сотни компаний. Джеймс Кэмерон снял «Аватар», чем спровоцировал взрывное развитие 3D-кино.
Сериал «Золотое дно» вышел из «Наследников», как русская классическая литература — из гоголевской «Шинели».
И знаете, красиво так вышел. Разве можно было представить, что про крупный бизнес можно рассказать вот так, как в «Наследниках»? Они показали, что можно. Мы попробовали — и тоже получилось. Впервые получилось рассказать о богатейшей прослойке общества не как о конченых придурках («Садовое кольцо»), не как о деревянных буратинах, помешанных на сексе («Содержанки»), а как о живых людях.
Приобретенная смелость очень пригодится творческой группе — для начала во втором сезоне «Золотого дна», который, несомненно, будет.
«Золотое дно». Драма, 8 серий.
Режиссер: Илья Ермолов.
Сценарий: Сергей Минаев, Дмитрий Минаев.
В ролях: Алексей Гуськов, Юлия Снигирь, Павел Попов, Игорь Гордин, Александр Новин, Ростислав Бершауэр, Ангелина Пахомова, Валерий Карпов, Наталия Вдовина, Виктория Маслова, Юлия Франц, Марина Ворожищева, и др.
Где смотреть: Иви (все серии), НТВ (с 29 января).
Главное фото: фрагмент афиши сериала «Золотое дно» / фрагмент афиши сериала «Наследники»