Аутичный гений на тропе войны: Илья Маланин в криминальном драмеди «Теория больших денег»
Он живет среди цифр и формул. Но однажды ему потребуется кое-что подправить во внешнем мире…
Краснодар, наши дни. Михаил Александрович Нефедов, мужчина чуть за 30, преподает в университете теорию вероятности и матстатистику. У него феноменальная память — раз увиденное или прочтенное он не забывает никогда, а также невероятно мощное логическое мышление — из незаметных другим деталей он складывает цельную картину, делая поразительные выводы. Все это проявление синдрома саванта — одной из разновидностей, как преподносится в сериале, расстройства аутичного спектра (РАС).
За специфический талант Михаил расплачивается неумением считывать иронию и человеческие эмоции, он чувствует себя комфортно только в пределах формальной логики и чистого знания. Это часто не находит понимания у студентов, и в универе Михаил держится только за счет покровительства проректора, по совместительству его родного брата Гриши (Максим Виторган).
Свою уникальность Михаил осознает — более того, намерен передать свой ценный геном следующем поколению, чтобы он продолжал служить человечеству. И у него это почти получилось: сыну Михаила Кирилла (Леонид Басов) уже 12 лет. В его воспитании отец не участвует, но помогает финансово — таков был уговор с матерью мальчика. Но мать умирает от страшного генетического заболевания, и теперь те же перспективы у Кирилла. Это беспокоит Михаила, но только из-за того, что носитель генома в опасности. То, что смерть грозит конкретному мальчику — его сыну, мужчину не колышет вообще.
Чтобы раздобыть кучу денег на лечение Кирилла, Михаил делает ставку в букмекерской конторе, математически рассчитав выигрышную комбинацию. И проигрывает, поскольку букмекеры манипулируют специально созданными футбольными командами как им вздумается. И Михаил объявляет им войну.
Начнем с минусов. Во-первых, развитие сюжета очевидно с первой же серии: ну, конечно, мальчик не умрет, а Михаил поймет про людей и себя что-то важное.
Во-вторых, синдром саванта — не разновидность атипичного аутизма, его нет в МКБ-10 — международном классификаторе болезней. Скорее, это неформальное обозначение группы расстройств психики, когда у человека проявляются способности в какой-либо области на фоне особенностей личности, затрудняющих адаптацию в обществе.
Для аутичного человека Михаил как раз-таки проявляет невиданные чудеса адаптации в стрессовых ситуациях, иной раз действуя как опытный боец спецназа и тонкий психолог. Хуже всего, что в начале сериала Михаил предстает субъектом, неспособным чувствовать — а это самое дурацкое, самое ложное из всех заблуждений об аутизме (не понимать чужие эмоции и не уметь выразить свои еще не значит не чувствовать).
Все это наверняка вызовет раздражение у тех, кто сталкивался с реальными проявлениями РАС — увы, сверхгениальность у аутичных людей чаще встречается в кино, чем в жизни. В этом смысле «Теория больших денег» не идет ни в какое сравнение с американским сериалом «Нетипичный» (Atypical), сфокусированным на том, как воспринимает мир аутичный человек. Ладно хоть сенсорная гиперчувствительность (для героя невыносимы громкие звуки) показана достоверно.
Пожалуй, пора перейти к плюсам и вспомнить, что российский проект — это все-таки остросюжетный сериал с погонями и перестрелками, которые захватывают сами по себе, но при этом лишь образуют фон для внутренней трансформации героя. «Теория больших денег» — не о конфликте аутичного человека с нормотипичным большинством, и тем более не о черных букмекерах. Это история о том, как любовь преображает людей — и речь тут не только о главном герое, которого совершенно замечательно сыграл актер Театра им. Ермоловой Илья Маланин.
Слепая любовь бандита Романова (Дмитрий Шевченко) к старушке-матери застилает от него всех остальных людей. Немец Йонас (канонический злодей Филипп Рейнхардт) любит только деньги и добром для него это не кончится. Мента Диму (очень хороший Иван Фоминов) любовь к начальнице удерживает от окончательного расчеловечивания и т. д.
Все любят разное и очень по-разному — и от того, как именно они это делают, и зависит судьба каждого. Возможно, тут авторы не открывают Америк (и вообще прибабахнутые математики встречались нам в кино и ранее, не говоря уж о визуализации мыслительного героя в духе «Шерлока»), но зато делают это с подкупающей искренностью. Чувственный лаконизм Ильи Маланина обрекает зрителя на эмпатию; герой проходит свой путь — и мы вместе с ним.
Все-таки удивительно, как важен язык, на котором рассказывают историю. Голая фабула «Теории…» вполне могла бы стать основой хоть мелодрамы 60+, хоть прямого как стрела детектива для вахтеров. Но стоит перейти на тот язык, когда молекулы смешного и трагического смешиваются в неразделимом броуновском движении, как история становится живой, а отдельные нюансы (с жанром создатели до конца так и не определились, так и балансируя между занимательным экшном и чистым драмеди, по пути часто перебирая с условностью действия) больше не режут глаз.
«Не уверен, что я правильно выражаю эту эмоцию, но в последнее время у меня есть основания считать...»
И через паузу:
«…что я тебя люблю».
Ключевой смысл авторы сберегли до конца, нигде не соврав, и выстрелив тихой, но оттого не менее мощной кодой.
Оторваться было сложно.
«Теория больших денег»
Криминальное драмеди. 8 серий (все в один день).
Режиссеры: Филипп Файберг, Ксения Мирошник.
Сценарий: Андрей Золотарев, Аксинья Борисова, Николай Филиппов.
В ролях: Илья Маланин, Иван Фоминов, Филипп Рейнхардт, Дмитрий Шевченко, Софья Шидловская, Леонид Басов, Мария Шумакова, Евгений Егоров, Нино Нинидзе, Даня Киселев, Глеб Шевнин, Максим Виторган, Джунсуке Киносита, Алена Савастова, Любовь Тихомирова, Иван Купреенко, Евгения Манджиева.
Где смотреть: Иви.
Главное фото: кадр из фильма