А вот не убили бы Петра Аркадьевича… Александр Устюгов в драме «Столыпин»
Каким получился сериал про трагическую судьбу выдающегося русского политика-реформатора.
Жизнь нужно прожить так, чтобы и через 113 лет после твоей смерти про тебя снимали кино, а зрители до кровавых слюней спорили, кем ты был для своей страны. На кинофорумах дым коромыслом, палят со всех сторон, а дискуссия ведется с применением такой фактологической базы, цитат из монографий и исторических справок, что невольно чувствуешь себя первоклассником среди докторов наук. Но сериал можно смотреть еще и просто так — имея только зрительский опыт, смутно помня о Столыпине только скудный параграф из учебника истории.
Сериал стартует с момента перевода Столыпина с поста губернатора Саратовской губернии на пост министра внутренних дел. Александр Устюгов наполняет кадр аурой достоверности. Редкая актерская черта всегда работает на ура — играет Устюгов историческую фигуру, как сейчас, или зловещую фантастическую тварь, как в «Вампирах средней полосы». Очень смешно читать претензии к актеру в стиле «Совсем не похож на Столыпина!» — как будто этот критически настроенный зритель помнит Петра Аркадьевича как родного.
Как и положено телевизионному сериалу, «Столыпин» неспешен и способствует фоновому смотрению — можно отвернуться налить чаю и следить за сюжетом только ушами, при этом не упустив ничего важного. На исторических костюмированных драмах канал «Россия 1» съел множество собак. Одно удовольствие смотреть на царских министров в стильных вицмундирах — и чего нынешние высшие сановники одеваются в скучные костюмы. Магия исчезнувшей навсегда страны, которая могла быть твоей, по обыкновению завораживает. «Как упоительны в России вечера», а также прочие времена суток были когда-то — как жаль, что ничего уже не исправить.
Сериал начинается с короткого закадрового текста о заглавном герое, где его называют человеком чести и необычайной храбрости, не побоявшимся продолжать свое дело даже после серии покушений. Встав на эти рельсы, «Столыпин» с них уже не сходит до самого конца — это очень линейная сага о доблестном герое, его агиографическое житие, предсказуемость которого, пожалуй, что и намеренна.
После семи десятилетий забвения и грязной клеветы в его адрес (тон ей задал еще сам Ленин) Петр Столыпин заслуживает моральной реабилитации как никто другой. Увы, авторам сериала самой правильной показалась елейная интонация, исключающая малейший намек на противоречивость героя. Столыпин в сериале монументален и одержим идеей спасения России — он упрямо идет к своей цели, точно зная, что и как делать, в буквальном смысле рискует жизнью каждый день, и не знает ни страха ни упрека. Лишь в самом финале сериала его вдруг осеняет предчувствие чего-то ужасного (а мы-то знаем, чего).
Просто устроены и революционеры-бомбисты. Это довольно тупые, циничные и самодовольные убийцы, для которых кровавый террор — в первую очередь наслаждение. Как они планируют обустраивать страну, убив Столыпина и царя? А черт его знает, до обозначения их среднесрочных планов дело не дошло. Особенно выделяется главарь ячейки бомбистов Михаил Соколов — убийца-сладострастник. Играющий его Павел Попов изображает бешеного психопата — таким же он был в «Золотом дне», просто теперь умножил того героя в десять раз.
К тому, что все революционеры — негодяи, привыкнуть можно (надо отключить в сознании советский культурный опыт). А вот к тому, что они веселые свины с револьверами, не склонные к размышлениям о добре и зле, — нет.
Вся противоречивость и сложноустроенность в «Столыпине» досталась одному-единственному персонажу (вымышленному) — Алексею Любомирову (Юрий Насонов). Недоучившийся медик, с одной стороны, искренне симпатизирует революционерам-террористам, а с другой — постукивает на них в охранку (вот такой когнитивный диссонанс). Он же влюбляется в старшую дочь Столыпина, вступает с ней в переписку. Параллельно участвует в подготовке покушения на ее отца, а в финале внезапно пытается спасти его от роковых выстрелов в Киевском театре. «Не спасет», — заранее знает зритель.
Столыпин был великим государственником и, кабы не его гибель, Россия стала бы могущественной уже в ходе его реформ — вот нехитрая мысль, транслируемая сериалом. Историки поморщатся от такого упрощения, но ведь не для них снимали.Трагический герой медленно оседает, на его парадном вицмундире проступает гровь. Убийца Богров стоит в паре шагов, его никто не ловит (это отвлекло бы зрителя). Тогда Богров стреляет второй раз, и…
Прекрасное неслучившееся будущее России гаснет в финальных титрах.
«Столыпин». Драма, 6 серий. 16+
Режиссер: Алексей Андрианов.
Сценарий: Тимур Эзугбая.
В ролях: Александр Устюгов, Юрий Насонов, Стася Милославская, Павел Попов, Дарья Коныжева, Артур Федынко, Антон Артемьев, Илья Дель, Мария Палей, Александр Яценко, Борис Каморзин, Сергей Барковский, Оливье Сиу, Екатерина Волкова.
Где смотреть: «Россия 1», Смотрим.
Главное фото: кадр со съемок