Социальный эксперимент зашёл слишком далеко
В 2021 году вышла дорама Netflix «Игра в кальмара», рассказывавшая о группе людей, которые принимают участие в жестокой игре на выживание в надежде выиграть 45,6 миллиардов вон. Эта история стала суперхитом и познакомила с корейскими дорамами большое количество людей, а на 2024 год назначена премьера второго сезона. Тем не менее, 17 мая Netflix выпустил духовного наследника «Игры в кальмара», который во многом смог её превзойти.
Восемь человек, которые остро нуждаются в деньгах, становятся участниками жестокого реалити-шоу. Базовые правила кажутся очень простыми: всех запирают в большом помещении, каждый день дают еду и воду, а самое главное — каждую минуту начисляют на личный счёт участников определённую сумму денег. Время игры постоянно уменьшается, и когда таймер дойдёт до нуля, она закончится. Однако время можно заработать и продлить таймер, поэтому участникам нужно разобраться в тонкостях шоу и оставаться в нем как можно дольше, ведь от этого зависит размер выигрыша.
Первое, что нас встречает в дораме, — это художественная стилизация под немое кино и фильмы 20-х годов прошлого века, которая присутствует во всех сценах, которые происходят до начала шоу. Как только начинается игра, мы видим привычную современную картинку. Другой необычный момент состоит в том, что нам даже не говорят имена участников, они называют себя по номерам, об их прошлом также практически ничего не известно. Единственный человек, о котором нам хоть что-то говорят, — это Бэ Джин-су (Рю Джун-ёль). Он набрал кредитов, отдал их своему другу-инвестору, который обещал большую прибыль, но довольно быстро исчез с радаров. Теперь Бэ Джин-су преследуют кредиторы, поэтому участие в шоу может спасти его жизнь.
Такая недосказанность, с одной стороны, это ещё один элемент стилизации под старинное кино, в котором характеры героев часто приходилось определять по их поведению на экране. С другой стороны, получается, что шоу — это некий социальный эксперимент, в котором об участниках нам известно только то, что они нуждаются в деньгах.
Именно в социальном аспекте «Шоу восьми» на голову превосходит «Игру в кальмара», в которой хоть и пытались осветить многие социальные проблемы, но это было сложно воспринимать, потому что только что жестоко убили много людей, вот это настоящая проблема, а вывод о том, что богатым также бывает скучно жить, это довольно слабо.
«Шоу восьми» идёт другим путём, оно сразу говорит нам, что, если кто-то из участников умрёт, то игра сразу же закончится, ведь главное — это безопасность людей. А весь социальный комментарий заложен в особенностях реалити, которые героям открываются по ходу сюжета. Например, выбор номера очень важен, ведь оказывается, комнаты на разных этажах олицетворяют социальное неравенство.
Авторы дорамы через относительно небольшой социальный эксперимент с небольшой группой людей говорят со зрителями о куда более глобальных вещах. Например, почему один из самых известных лозунгов социализма и коммунизма: «От каждого по способностям, каждому по потребностям» практически невозможно воплотить в реальности. Из-за чего нам уже показывают худшее проявление капитализма, когда сильные всеми силами зарабатывают на слабых. Можно уловить и более локальные аллюзии, например, реалити-шоу устроено по тому же принципу, что и работа популярного блогера. Чтобы не терять популярность, приходится воплощать всё более и более безумные идеи. И это только моё восприятие истории, и здесь точно есть глубина для различных интерпретаций.
При этом весь этот социальный подтекст подаётся в ходе того, как герои разбираются в аспектах шоу, поэтому ситуация постоянно меняется, договорённости быстро теряют силу, уровень жестокости увеличивается, психика некоторых участников не выдерживает. Из-за этого дорама ощущается динамичной, напряжённой, жестокой и достаточно глубокой в социальном плане.
Авторам удалось, взяв простую идею: «Что будет, если людям каждую минуту давать деньги, но в течение ограниченного времени, которое можно заработать», вписать её в рамки жестокой игры, придав динамики и напряжения, и в то же время сделать упор на психологию и социологию.
Это действительно впечатляющая сценарная и режиссёрская работа. Актёры также справились на отлично, кого-то из героев прям ненавидишь, к кому-то относишься с сочувствием, а кто-то сам не может определиться, на какой он стороне.
Совершенно неожиданно Netflix и Хан Джэ-Рим, который был и режиссёром, и сценаристом, смогли представить публике очень интересный проект. Конечно, если вы не переносите жестокость, то лучше пройти мимо, в остальном — настоятельная рекомендация к ознакомлению.
«Шоу восьми»
Жанр: Драма, Триллер, Психология.
Количество серий: 8.
Дата выхода: 17 мая 2024.
Рейтинг на КП: 7.5
В главных ролях: Рю Джун-ёль, Чхон У-хи, Пак Чон-мин, Пак Хэ-джун, Пэ Сон-у, Ли Ёр-ым, Ли Джу-ён, Мун Джон-хи.
Главное фото: кадр из фильма