Вдовиченков сменил Басилашвили, Гуськов — Болтнева в экранизации истории про предателя Кротова
1979 год. В Магадане (в книге — Магаран, в первой экранизации — Нардан) находят расчлененный труп старателя Минчакова, который возвращался с заработков в Москву. Жуткое (по тем временам) преступление летит расследовать столичный полковник милиции Владислав Костенко. Его молодой, но сообразительный помощник видит связь между расследуемым убийством и похожим случаем в прифронтовой полосе близ Бреслау в 1945-м. Главный подозреваемый — ветеран войны, таксист Милинко, который вез Минчакова в аэропорт. А в 1945-м там, где нашли похожий труп, как раз пропал без вести матрос Милинко. Следствие выясняет, что бывший советский солдат Николай Кротов, перешедший в 1941-м на сторону фашистов, убил и расчленил матроса, присвоил его имя и биографию, а спустя годы наживы расправился и с Минчаковым.
Роман из серии про полковника Костенко знаменитого советского беллетриста Юлиана Семенова был экранизирован для телевидения в 1985-м. Шестисерийный телевизионный фильм режиссера Семена Арановича с Олегом Басилашвили в роли Костенко не имел такого же шумного успеха, как «17 мгновений весны» по сценарию того же автора, но все же был весьма популярен.
Сериал явно был снят на крохотный бюджет, композитор Александр Кнайфель совсем не старался, собрав свою музыку из самых пошлых и гремучих штампов из фильмов про войну, в 1985-м совершенно неуместных, и вообще в этом «Противостоянии» было больше производственного, чем живого и человеческого. Тем не менее история Кротова, который из мелкого труса-заики превратился в инфернальное средоточие зла, получилась очень мощной и объемной. По-видимому, именно этот образ запал зрителям в душу настолько, что они до сих пор оценивают «Противостояние» по самому высшему разряду.
В какой-то степени сериал Арановича — это психологический триллер, рисующий подробный портрет убийцы, что выбивалось из привычного канона советских фильмов о героях и предателях на войне. Обилие военной хроники придавало ощущение документальности и игровым сценам. Кротов в блистательном исполнении Андрея Болтнева получился омерзительным, но завораживающе сложным. Актер сумел сделать фамилию персонажа именем нарицательным — Кротовым тогда дразнились мальчишки в школе, уличая сверстников в неблаговидном поступке. К тому это был 1985-й — время начала Большой Смуты (увы, так и не закончившейся), и к такому исследованию природы негодяя общество было готово.
А теперь «Противостояние» пересняли по заказу Первого канала. До эфира на ТВ сериал опубликовали сразу несколько онлайн-кинотеатров (Иви, Кинопоиск, Кино1ТВ). Технически сериал Тимура Алпатова — это в разы более качественное кино, прежде всего в плане картинки. В 1985-м снять панораму тайги сверху было сложно — оператора надо было посадить на самолет, теперь же производство эффектных кадров, помогающих создать нужное настроение, не стоит практически ничего. Картинка сочная, глубокая, цветокор именно такой, какой ощущается нами как «советский».
В роли Костенко теперь Владимир Вдовиченков. В отличие Басилашвили, который играл принципиального человека-функцию, застегнутого на все пуговицы, Вдовиченков показывает крутого профи, но при этом живого человека со своими слабостями. Сценаристы придумали ему мелодраматическую линию — от Костенко уходит жена, он ей все время звонит из Магадана, она не берет трубку, а если берет, почти сразу ее бросает. Чуть другой теперь его помощник: в советском сериале это грузин Кардава — он говорит с акцентом, этническая особенность много раз обыгрывается и подчеркивает разницу ментальности его и Костенко. В нынешнем «Противостоянии» его фамилия Тадава (как в романе), и он коренной москвич славянской наружности, у которого из грузинского только дедушка. Наконец, Кротова играет Алексей Гуськов, который собаку съел на ролях сложноустроенных мерзавцев.
Однако за внешней технологичностью, достойной актерской игрой и общей ладностью нового сериала не прослеживается ничего больше. Вопрос «Зачем?!», всегда задаваемый зрителем, когда нынешние кинодеятели переснимают что-то советское, звенит в воздухе как никогда. В ремейках как таковых нет ничего плохого, но каждая новая инкарнация старого сюжета предполагает свежую мысль, налагаемую сценаристом и режиссером на уже известную публике идею. Новое «Противостояние» — это тупой ремейк, снятый из чисто спекулятивных соображений — чтобы сыграть на ностальгических чувствах зрелой аудитории ради их монетизации. Но, кажется, даже эта цель вряд ли будет достигнута. На кинофорумах редкие реплики довольных зрителей тонут в общем хоре тех, кто считает сериал постыдной халтурой. Зачем это смотреть более молодой аудитории, тем более непонятно.
Апофеозом бесстыдства авторов ремейка стал постер сериала, где шрифт, которым сложено название, испещрен стрелками — должно быть, символизирующих искомое противостояние. Дизайнер так увлекся, что прочесть написанное почти невозможно.
А один из сценаристов обозначен как… «автор идеи».
Вот и художественные задачи они так же формулируют и реализуют. «Так они и до Штирлица доберутся», — выразил опасение один зритель. Да уж, эти могут.
«Противостояние» 18+
Детектив, экранизация. 8 серий.
Сценарий: Константин Эрнст (автор идеи), Алексей Мельников, Николай Попов…
В ролях: Владимир Вдовиченков, Алексей Гуськов, Сергей Газаров, Денис Нурулин, Карина Андоленко, Александр Аверин, Дмитрий Куличков, Игорь Хрипунов, Ангелина Поплавская, Елена Оболенская, Хельга Филиппова, Артур Иванов, Михаил Салин, Дмитрий Блохин.
Иви, Кинопоиск, Кино1ТВ.