Любовь Аксенова как Велма и агент Скалли: русское паранормальное в сериале «Прометей»

Связь времен — не метафора. Лимб — не сказки! Пропавший в 1998 году самолет материализовался в наше время. Но где же пассажиры?!

Мужик прилетел на самолете из Барнаула домой в Москву и позвонил из таксофона дочери: приеду, говорит, на такси, вынеси денег с водителем расплатиться. Деньги, мол, там-то и там-то лежат. Минутная пауза, оба в шоке. Потому что отец звонит из 1998-го, а дочь пребывает в нашем времени. В 1998-м самолет пропал бесследно через несколько минут после вылета из Барнаула.

Фото: кадр из сериала

Тем временем талантливая журналистка Анна (Любовь Аксенова) в очередной раз попадает в передрягу, расследуя нехорошие делишки сильных мира сего. Девушка чудом остается жива. Страсть к журналистике у нее от отца — известного тележурналиста (Игорь Гордин), с которым она не ладит. Потому что ее мама (Виктория Федорова) в психушке с тяжелой шизофренией, и Анна пыталась ей помочь, а отец — нет.

На Анну выходит грустный мужчина в костюме  — Шапошников (Филипп Янковский), и предлагает принять участие в расследовании загадочного исчезновения самолета в 1998-м. Он явно из силовиков, но кто именно, непонятно. Шапошников дает понять, что с этим делом каким-то образом связана мама Анны. А главное, у журналистки опытный глаз, и она может заметить то, что ускользнет от Шапошникова (самокритичность силовика 80 lvl).

Фото: кадр из сериала

Анна соглашается и привлекает к расследованию друга-физика Вадима (Дмитрий Чеботарев) и верного помощника-технаря Никиту (Александр Алябьев). Нежданно-негаданно в долине неподалеку от Барнаула вдруг обнаруживают тот самый самолет — без всяких следов крушения. Все внутри целехонько, только нет никого. Пытливая Анна быстро выясняет, что пятеро пассажиров того рейса не пропали бесследно, как остальные, а живы (но не все здоровы). Как это вообще возможно?! Анна и ее друзья, а также грустный Шапошников продолжают докапываться до истины. Оказывается, был такой государственный, жутко секретный проект «Прометей» по исследованию всяких паранормальностей, и как это все взаимосвязано. Но кое-кто сильно против, чтобы правда вышла наружу…

Фото: кадр из сериала

Стилистически сериал «Прометей»  — это смесь научной фантастики, мистики и детективного нуара. В кадре почти всегда темно, тусклый свет жесткий и контрастный, делающий плохо различимой мелкую мимику персонажей. Как и Шапошников, Анна говорит тихо и почти не интонируя, даже в критические моменты; разве что позволяя себе, в отличие от персонажа Янковского, ироничные комментарии. Атмосфера чуточку высокопарно-театральна, что неожиданно роднит «Прометей» с советскими экранизациями Роберта Шекли и Агаты Кристи. Механический пленочный Nikon в руках Анны (очень удобно, когда снимаешь в очаге паранормальных явлений, и электроника сбоит) отсылает вообще куда-то к стимпанку.

Фото: кадр из сериала

Само собой, вспоминаются «Секретные материалы» с той же вкрадчивостью и низким уровнем освещенности. И, не поверите, «Скуби-Ду» — чем Люба Аксенова не Велма?

Мистическая составляющая (алтайские шаманские практики, паранормальные зоны, где в пору искать Шамбалу, etc.) не доминирует и появляется исподволь — параллелей с Lost, слава Богу, никаких. Куда слышнее голос физика Вадима (конечно, безнадежно влюбленного в Анну), который рассказывает собеседникам то про квантовую модель мира, то упоминает Тор Клиффорда. По всему выходит, что что-то такое параллельное существует  — и во времени, и в пространстве. Неровен час, все пропавшие пассажиры окажутся живы, просто застряли где-нибудь в лимбе. Только доживут ли наши герои до их спасения, ведь на них уже ведется охота?

Фото: кадр из сериала

Ругать «Прометей» не поднимается рука — настолько это старательно созданная, хорошо проработанная вселенная с достойным сюжетом и неплохой интригой. Досмотреть оставшиеся четыре серии нужно всенепременно («Кинопоиск» их опубликует разом 2 января). Но не заметить то, что сериал изящно собран из элементов, давно придуманных кем-то еще, невозможно.

Авторы не предлагают какую-то свою теорию устройства мира, которая привела бы зрителя в бешеный восторг безудержностью фантазии — например, как в сериале «В лучшем мире» (The Good Place), где имя Аристотеля звучит чаще, чем любое другое, или в «Детективном агентстве Дирка Джентли» (Dirk Gently’s Detective Agency). Нет, они мусолят прежнее  — пропавший самолет, временные парадоксы, лимб, шаманов и прочую паранормалку. Конечно, еще могут быть твисты, но ведь четыре серии уж минуло (а Германна все нет).

Фото: кадр из сериала

Вся надежда на один удивительный артефакт, который уже нашли герои, и его происхождение, равно как предназначение, может быть сногсшибательным. Главное, чтобы не выяснилось, что все произошло из-за того, что в советское время ученые в содружестве с гэбистами наусугубляли природных алтайских особенностей.

Хочется восторга и удивления, взахлеб пересказывать сюжет друзьям. А не зевать.

«Прометей». Фантастика, мистика, детектив, 8 серий. 18+

Режиссер: Максим Свешников.

Сценарий: Максим Свешников, Вадим Свешников.

В ролях: Филипп Янковский, Любовь Аксенова, Дмитрий Чеботарев, Александр Алябьев, Виктория Федорова, Владимир Брест, Владимир Виноградов, Елена Ербакова, Антон Лунин, Александр Макаров, Игорь Гордин, Елена Николаева, Игорь Черневич, Алексей Дадаев, Надежда Карпович, Андрей Курносов, Иван Лакшин и др.

Где смотреть: «Кинопоиск».

Главное фото: кадр со съемок

Exit mobile version