У него все хорошо: работа, любимая жена, лапочки-дети… Как вдруг все полетело в тартатары.
Чикаго (наших годов). В городской прокуратуре успешно служит первым замом Расти Сабич (Джейк Джилленхол). У него красавица-жена Барбара (Рут Негга) и двое детей-подростков — сын и дочь. В один совсем не прекрасный день, когда Расти на заднем дворе своего дома учил сына крученому бейсбольному удару, ему позвонили и сообщили, что жестоко убита его коллега, прокурор Кэролин Полхемус (Ренате Ринсве).
Расти в шоке — еще и потому, что у него с Кэролин была связь, чуть не разрушившая его семью. Расти уговаривает босса — Рэймонда Хоргана (Билл Кэмп), поручить дело ему, причем скрывает, что убитая была его любовницей. Конечно, вскоре это вылезает на поверхность. В результате Хорган проигрывает очередные выборы, в прокуратуре к власти приходит карьерист Нико Делла Гуардиа (О-Ти Фагбенли) со своим прихвостнем Томми (Питер Саарсгаард). А сам Расти становится главным подозреваемым, в его доме проходят обыски. Для его семьи наступают черные дни, но провинившийся прокурор не сдается — он отчаянно пытается выйти на след настоящего убийцы, чтобы не потерять Барбару и детей.
Жанр сериала от AppleTV+ обозначен как криминально-детективная драма, и это, конечно, так. Кто убил Кэролин — и не просто убил, а точь-в-точь как в деле, по которому она выступала обвинителем в суде, засадив одного психопата пожизненно? Эта интрига предстает максимально емко, первые волнующие зацепки появляются с самого начала.
Важно вспомнить, что сериал основан на сугубо детективном романе 1987 года Скотта Турроу, уже экранизированного в 1990 году с Харрисоном Фордом в роли Расти Сабича. И в книге, и в фильме убийцей оказывается Барбара, измученная ревностью. Пока вышло только три эпизода новой экранизации, и есть основания предполагать, что в этот раз акценты расставлены совсем по-другому, что может превратить вполне бульварный сюжет в куда более сложную драму.
От первых серий ощущение, что сериал «Презумпция невиновности» сфокусирован на роли женщины в жизни мужчины, которая одна и способна помочь ему справиться с любыми кризисами. Барбара знает, что Кэролин была любовницей мужа, и где-то за кадром они с Расти договорились попробовать это пережить — что непросто и не факт, что вообще возможно. Расти одержим мыслью сохранить семью, но не так-то просто выбросить из головы женщину, с которой его связывал не только секс, а нечто большее.
В значительной степени это еще и история мужчины в кризисе среднего возраста. Каждая серия начинается с заплыва героя Джилленхола в бассейне — в эти минуты он думает о Кэролин и пытается понять, что именно его так к ней тянуло. «С женой мы ложились в постель со всеми нашими проблемами, заботами о детях. А с Кэролин все было по-другому!» — признается он психологу. Что его манило настолько, что он забывал о семье? Его спасением она была или проклятьем? В мучительных размышлениях он все ближе к разгадке личности мертвой любовницы, пониманию самого себя и к убийце.
Еще один манок для нашего зрителя — судебно-прокурорская система Америки с ее острой состязательностью, выборностью и всемогущим институтом репутации. Все это в очередной раз предстает для нас невиданным аттракционом с непредсказуемым исходом. На помощь Расти в качестве адвоката спешит Хорган — он рассчитывает не только помочь другу, но и утереть нос Гуардиа и Томми, которых в открытую называет мудаками. Вдобавок Хоргану важно вновь почувствовать себя бойцом, а не пенсионером, как хотела бы его жена — это еще одна важная женщина в сериале.
В эпоху воинствующего гендерного равенства сериал (по крайней мере, пока) будто бы напоминает о биологически обусловленных социальных ролях мужчин и женщин. Да, женщина имеет право не готовить ужин (в кадре Сабичи клюют лапшу из доставки прямо из коробочек), но иногда только она способна спасти свою семью, попытавшись понять своего мужчину, его непостижимую тягу к карьере и его ошибки. Эта пафосная мысль отчего-то не звучит фальшиво и нарочито. Презумпция невиновности — термин не только юридический, а вполне житейский.
Заурядный на первый взгляд сюжет привлекает объемными характерами и внятной межличностной проблематикой. Многое из того, что чувствуют персонажи, испытывали и мы с вами. В сочетании с детективной линией получился симпатичный летний «юридический триллер» — как сериал назвали на одном из профильных сайтов. Сериал, вполне достойный того, чтобы занять место где-то между «Хорошей женой» и «Вашей честью». Будет очень жаль, что предчувствия окажутся ложными и все закончится согласно букве романа. С 1987-го прошла куча времени, теперь ревнивая жена-убийца — это слишком скучно. Пусть это будет хотя бы Расти!
«Презумпция невиновности» (Presumed Innocent), 18+
По роману Скотта Турроу.
Режиссеры: Грег Яйтанс, Анне Севитски.
Сценарий: Дэвид Келли, Мики Джонсон, Скотт Турроу.
В ролях: Джейк Джилленхол, Рут Негга, Билл Кэмп, Ренате Ринсве, Элизабет Марвел, Питер Сарсгаард, О-Ти Фагбенли, Джеймс Хироюки Лиао, Лили Рэйб и др.
Apple TV+
Главное фото: кадр из фильма