Главная (выберите раздел)

Твари вы дрожащие, а говорили — право имеете! Что не так с сериалом «Преступление и наказание»

Стало известно, стоит ли смотреть новый сериал "Преступление и наказание"
Время прочтения: 4 минуты
Дата публикации: 27 октября 2024

Питер, наши дни. Бедный студент задумал убить старушку… Иван Янковский в новой киноверсии великого романа.

Вечером 27 октября онлайн-кинотеатр «Кинопоиск» должен, наконец, начать показ сериала «Преступление и наказание» режиссера Владимира Мирзоева с Иваном Янковским в роли Родиона Раскольникова. По словам Ивана, идея родилась у Мирзоева несколько лет назад — актер и режиссер обсуждали ее еще на съемках сериала «Топи» (2021). Это не очередная экранизация краеугольного и всемирно известного романа Федора Достоевского, а интерпретация сюжета, действие которого перенесено в наше время.

Премьера уже дважды переносилась по необъявленным причинам, на момент написания этого текста массовый зритель сериал еще не видел. Однако прессе были показаны сразу четыре серии — в рабочем монтаже, что позволяет сделать первые выводы о проекте, степень ожидания которого была крайне высока — на «Кинопоиске» кнопку «Буду смотреть» нажали почти 1,5 млн зрителей.

Много цитат из других романов Достоевского

Фото: кадр из сериала

Сериал испещрен цитатами из других произведений Федора Достоевского (распространенный театральный прием, когда ставят что-то по классике). Это может быть просто реплика, когда задержанный полицией мужчина говорит: «Миру ли провалиться или вот мне чаю не пить?» (чуть переиначенная цитата из «Записок из подполья»). А может и целый монолог, когда Родион ломает «четвертую стену» и обращается к зрителю (подается как фрагмент видезаписи) текстом из тех же «Записок…» («Я не только злым, я ничем не сумел сделаться…») Цитаты, как правило, адаптированные. Их легко разгадывать — достаточно вовремя гуглить. Получается сериал-кроссворд.

Раскольниковы чтят Хармса, а Родиону является Ленин

Фото: кадр из сериала

В сериале много нарочитых «постмодернистских» стрел, пущенных в наше время. Так, на стене в квартире Пульхерии Раскольниковой (Юлия Марченко) висят портреты Альбера Камю, Осипа Мандельштама и Даниила Хармса. Их замечает сватающийся к Дуне (Любовь Аксенова) Лужин (Никита Тарасов).

В другой сцене бывалая секс-работница учит юную Соню (Диана Енакаева), как вести себя с клиентами и говорит, что на «лолиток» есть спрос: «Набокова читала?» В четвертой серии Родион в бреду видит… Ленина. Похожий на зомби вождь пролетариата повторяет: «Интеллигенция — говно нации!». В сцене на рынке Родион крадет видеокассету с фильмом «Брат-2». Расшифровывать значение всего этого — еще одна забава для зрителя.

Героя преследует Тень, а Соня сделала «это» с Разумихиным

Фото: кадр из сериала

Это полноценный персонаж в исполнении Бориса Хвошнянского, олицетворяющий темную сторону натуры главного героя (а иногда и других героев). Ход логичный и вынужденный. Во-первых, как еще визуализировать внутреннюю борьбу и смятение Раскольникова.

Во-вторых, текстам Достоевского это очень подходит — по сути, в каждом его романе эта Тень присутствует, просто в бесплотном виде (известны академические исследования на эту тему). Ну и Черт, с которым у Достоевского беседует Иван Карамазов, тоже при деле. Хвошнянский же, скорее, изображает Мефистофеля по Гете: душу продать не требует, но на убийство подзуживает.

Отступлений от фабулы и сюжета в сериале достаточно. Например, Соня свой первый раз осуществила с товарищем Роди Разумихиным (Тихон Жизневский) — ей это показалось более приемлемым, чем с отвратительным, напоминающим Свидригайлова клиентом борделя (Дмитрий Миллер). Понятно, что привнесенные сюжетные линии неизбежны — многотонный массив рефлексии Федора Михайловича надо как-то показывать. Главное, чтобы старшеклассники писали свои сочинения все же по оригиналу.

Хронологический перенос условный — можно сказать, его нет

Родион живет в современном Санкт-Петербурге, у него есть мобильный телефон. Соня (ее взрослую играет Алена Михайлова) торгует собой не на улице, а в дорогом ночном клубе. Персонажи передвигаются на автомобилях. Мармеладов кончает дни свои не под лошадью, а под колесами богатой равнодушной дамочки. Но на этом, пожалуй, все.

Чего ждешь от классики, пересказанной на новый лад? Что авторская проблематика станет оптикой, с помощью которой будет исследовано наше время. Да, мы со школы помним, что Достоевский всегда современен и не устаревает. Вопрос, можно ли причинить немножко зла во имя конечного добра, тоже актуален как никогда. Межклассовая ненависть, риторика в стиле «почему им все, а нам ничего» тоже никуда не делись.

Фото: кадр со съемок

Вот и хотелось бы исследования в этом направлении. Но ничего этого Мирзоев и К этого не делают. С текстом Достоевского обращаются бережно: герои говорят преимущественно близко к оригиналу или произносят придуманные, но стилизованные под оригинал реплики. Но ощущению современности это только вредит — все же разговорный русский несколько изменился с 1866 года, когда роман был впервые опубликован.

Сюжет с закладом процентщице вещей, пожалуй, главный провал сериала. Какие кольца и серебряные папиросницы в 2024-м? В ломбарды нынче несут микроволновки и ноутбуки. А у студентов миллиард способов, как заработать — как законных, так и преступных. Убийство богатой старухи (отличная Ёла Санько) и последующую изнурительную нравственную борьбу легко представить и сегодня, но подвести к ней стоило бы все же более достоверно.

Актеры блистательны, сценарий беспомощен

Фото: кадр из сериала

Что в новом «Преступлении и наказании» радует, так это актерская работа. Иван Янковский крайне хорош — хоть в сюжете явный перебор с его безумствованием, нагими плясками и очень уж яркими видениями (может, Родя у Мирзоева просто псих?), отличная Дуня у Любови Аксеновой.

Бесподобен Олег Дуленин в роли Семена Захарыча Мармеладова. Но впечатление от прекрасных монологов актеров, чувствующих и понимающих Достоевского, выстрадавших его, рассыпается, едва натыкаешься на смысловую пустоту вместо авторского приложения великого текста к текущей эпохе.

Выдающуюся игру обесценивает слабый, ученический, при этом претенциозный сценарий (Александра Жанова, Анастасия Мирзоева), разукрашенный метарюшечками и нелепостями вроде временно оживающих чучел кошек у Пашеньки, квартирной хозяйки Раскольникова (Мария Смольникова), которая к тому же хранит в шифоньере мумию своей умершей дочери. Это все по-своему красиво, но отвлекает от смысла «Преступления и наказания».

Фото: кадр из сериала

В сериале Владимира Мирзовева достаточно ляпов — например, еще живому, истекающему Мармеладову не вызывают скорую, потому что, как замечает Лебезятников, «у него страховки нет». Все происходит, напомню, в России наших дней.

Амалию Ивановну, квартирную хозяйку Мармеладовых в романе, заменили на Амалию Карловну, держательницу борделя (Софья Цигаль-Полищук), позаимствовав имя персонажа у Салтыкова-Щедрина. Звучат цитаты из «Братьев Карамазовых», «Записок из подполья» и наверняка много чего еще. Неужели это все. Стоило ли огород городить.

«Преступление и наказание» 18+

Драма, интерпретация классики. 10 серий.

Режиссер: Владимир Мирзоев.

Сценарий: Александра Жанова, Анастасия Мирзоева.

В ролях: Иван Янковский, Тихон Жизневский, Любовь Аксенова, Владимир Мишуков, Алена Михайлова, Олег Дуленин, Виктория Толстоганова, Владислав Абашин, Юлия Снигирь, Борис Хвошнянский, Юлия Марченко, Никита Тарасов, Ёла Санько, Мария Смольникова, Сергей Беляев, Диана Енакаева, Маргарита Пекарева, Маргарита Галич, Вероника Мохирева, Мариэтта Цигаль-Полищук, Петр Нечипоренко, Илья Павлов.

Онлайн-кинотеатр «Кинопоиск», с 27 октября 2024 года.

Главное фото: кадр из сериала