Наш адрес — не дом и не улица, наш адрес — Великий Гусляр
Фантастический комедийный сериал по мотивам прозы Кира Булычева «Очевидное — невероятное» не то что бы удался
Россия, наши дни. Маленький городок Великий Гусляр был бы ничем не примечателен, кабы не удивительные аномалии. Впрочем, великогуслярцы к ним давно привыкли: подумаешь, инопланетяне залетают, параллельные миры открываются, иной раз в космос слетать или по времени попутешествовать можно. Рутина!
Но вот в город из Москвы присылают нового мэра Эдуарда Белинского (Максим Лагашкин). Он из местных, но уехал сразу после школы, а теперь твердо намерен сделать из Великого Гусляра центр мирового туризма. Никто же про аномалии не знает — великогуслярцы тщательно скрывают эту особенность городка от чужих.
Идея Белинского им совсем не нравится. Тогда заммэра Тимофей Молодцов (Артем Быстров) придумывает план: надо убедить Белинского, что никаких аномалий давно нет. Все горожане поддерживают эту идею.
Но есть еще одна беда: нового мэра обуяли воспоминания о юности, когда он был влюблен в Ксению (Светлана Ходченкова). Белинский все еще надеется сойтись с ней. А Ксения-то давно жена Молодцова. Так и решает Тимофей две проблемы: прячет аномалии от мэра и отгоняет его от своей жены.
Для тех, кому 40 и больше, одно имя писателя-фантаста Кирилла Булычева — ключик от портала в прошлое. Тогда еще и книжки читали, и «Гостью из будущего» с «Лиловым шаром» каждое лето по первой программе ЦТ пересматривали. Правда, до цикла повестей и рассказов «Великий Гусляр» добрались немногие: во-первых, это были не вполне детские книжки, а во-вторых, писал их Булычев много лет подряд. Выросшие на Алисе и миелофоне мальчики и девочки становились взрослыми и теряли интерес к писателю, скрасившему им детство.
В прежнюю эпоху сняли несколько фильмов по «Великому Гусляру», никто их не помнит, а в новейшее время нынешняя попытка — первая (не считая полнометражного ремейка «Гостьи из будушего», который выйдет в апреле). Забвению литературного наследия есть объяснение: проза Кира Булычева добротная, бойкая, но лишена какого-либо подтекста — за внешней фабулой в ней ничего нет. Правда, в отличие от сугубо детских книжек, в «Великом Гусляре» нет-нет да проскользнет некое подобие сатиры на советскую действительность — герои мало зарабатывают, стоят в очередях за дефицитом и пр., но все это вскользь, без всяких обобщений.
Из сегодняшнего дня Булычев кажется писателем-эскапистом, который предлагал читателю нырнуть в его сказочную вселенную и хотя бы на время развидеть серую действительность. Нам, избалованным фантастическим контентом, этого мало. Сериал с максимально блеклым и невыразительным названием «Очевидное-невероятное» — это не экранизация, а очень вольная интерпретация булычевских сюжетов с новыми персонажами. Понимая, что молодой аудитории имя писателя ни о чем не говорит, продюсеры решили бить прямой наводкой в тех, кто постарше.
Сериальный Великий Гусляр, даром что все происходит в наше время, представляет собой чудом сохранившийся уголок Советского Союза. С проводными дисковыми телефонами, коричневыми лакированными шифоньерами на ножках, чиновничьим кабинетом, обитым деревянными панелями, соответствующии костюмами. Выходит, великогуслярцы стерегут не абы что, а уцелевший кусочек той самой страны, тоска по которой переживает ренессанс. Чуждый горожанам внешний мир врывается в их утопический рай в лице мэра Белинского на электросамокате, но они храбро его побеждают.
Только вот внедрить в заданную эстетику сумели только пресловутую комедию положений. Едет новый мэр — Молодцов решает вопрос. Инопланетная летающая тарелка села на газон — Молодцов решает вопрос. В зоомагазин завезли волшебных золотых рыбок — Молодцов решает вопрос.
И если Быстров в непривычном для него комедийном образе поначалу вызывает хоть какой-то интерес, Лагашкин привычно работает в набившем оскомину амплуа деятельного простофили, как уже делал миллион раз (лучше, чем в «Жуках», уже не будет).
В погоне за смешным авторы даже отставили на второй план космически-инопланетную линию, составлявшую львиную долю очарования булыческого текста. Которую уже серию никаких тебе инопланетян! И никакого значительного, смыслосодержащего контекста, никакого раскрытия характеров за сладкой пенкой условно-смешного (на самом деле нет). Только ностальгия второй свежести.
«Очевидное — невероятное». Фантастическая комедия, 10 серий.
Режиссер: Александр Войтинский.
Сценарий: Максим Кудымов.
В ролях: Артем Быстров, Максим Лагашкин, Светлана Ходченкова, Илья Виногорский, Павел Любимцев, Александр Нестеров, Екатерина Кабак, Антон Морозов), Алиса Лозовская, Саша Цыганов, София Сучкова.
Где смотреть: Okko.
Главное фото: кадр из фильма