Бывший муж лишил ее родительских прав — и было за что. Ольга намерена вернуть сына, но для начала ей надо помочь другим.
Несмотря на милое личико, Ольга Шилковская — алкоголичка, алкоголичка (Оксана Акиньшина). Настолько, что чуть не угробила сына, сев пьяной за руль. Муж Артем, уже бывший (Иван Добронравов), добился лишения Ольги родительских прав и забрал сына к себе. У него новая жена, он пытается построить нормальную семью. А Ольга в глубоком депрессняке сидит в своей угрюмой однушке с черновой отделкой, где тысячу лет назад начат ремонт.
Осознав масштаб потери, она берется за ум: старается покончить с пьянкой и вынуждает бывшего однокашника, ныне умеренно успешного адвоката (Роман Евдокимов), взять ее на работу. Дело в том, что Ольга — талантливейший юрист (каким-то чудом не лишенный за пьянку членства в адвокатской коллегии). Уж коли взялать кого защищать в суде, то итог будет неожиданным, а Ольгой все будут восхищаться. Действует она нестандартно, мыслит нешаблонно. В людях видит людей, а не источник прибыли.
«Неверные» — это судебный процедурал: в каждой серии Ольга ведет новое дело. Каждо так или иначе связано с неверностью партнеров — супруги врут друг другу и вообще готовы на чудовищные поступки.Но от Шилковской не скроется ничего.
Горизонтально развивается ее собственная линия: она то и дело срывается, а иной раз пьет намеренно — видите ли, в бухом состоянии ей особенно хорошо мыслится: она как наяву видит, как совершалось преступление в отношении ее подзащитного (а иногда и им самим). Ольга пытается видеться с сыном, что ей запрещено судом, для чего умело шантажирует нынешнюю жену бывшего мужа. Депрессия ее не оставляет — Ольга то и дело вспоминает свое ужасное детство, когда ее жестко абьюзила мать — алкашка и шлюха (Евдокия Германова). Сейчас та в тюрьме, но вот-вот выйдет. В состоянии измененного сознания Ольга способна на непотребства: однажды она обливает машину жены экс-супруга краской и для верности фигачит молотком, что фиксируют камеры наблюдения.
Напротив, в рабочем состоянии Ольга сама адекватность.
Как видите, в сюжете достаточно того, что дает производителям возможность обозначить жанр как психологическая драма (про ее процедуральный характер они почему-то умалчивают). «Для нас было важно, что это первый российский сериал, где главная героиня — адвокат по семейному праву, женщина, да еще и алкоголичка. Сериал поднимает очень острые, тяжелые и актуальные темы», — сообщают нам продюсеры «Неверных» Сергей Бондарчук и Алексей Киселев.
Увы, как это часто бывает, затея была на рупь, а вышло на копейку. Сочувствовать Шилковской невозможно — за три первых серии она так и не стала живым человеком, проживающим день за днем в состоянии экзистенциального ужаса (вот уж что было бы узнано каждым зрителем). Она механически отрабатывает недостоверный и условный сценарий, как какой-нибудь NPC — неигровой персонаж в компьютерной игре.
Мы не наблюдаем ни следа раскаяния за содеянное в прошлом, ни капли сомнения в себе, а вся ее рефлексия сводится к постоянным флешбекам из детства — зрителю настойчиво подсовывают фрейдистское клише, что в проблемах Ольги виновата ее мать.
Образ психованной алкоголички и одновременно гениального адвоката вроде бы по умолчанию подразумевает широкий эмоциональный градиент, постоянную внутренний поединок двух субличностей. Ничего этого в сериале нет, его создателей вполне устраивает алгоритм «или — или»: то или иное состояние Ольги они включают одним щелчком.
Именно поэтому в «Неверных» нет жизни. Оксана Акиньшина прекрасна в образе женщины за гранью нервного срыва, но даже хорошая актриса неспособна вытащить на себе плохой сценарий. Она может замечательно рассказать историю, но для этого эта история должна быть. Авторов нисколько не смущает, что в пределах одной серии героиня несколько раз прикладывается к бутылке и тут же пеняет выпивающей на ее глазах матери: мол, если сорвусь, то из-за тебя. Так это… Вроде и без матери сорвалась уже, нет? А если ты для дела глотнула вискаря, что же ты за алкоголичка такая необычная…
Как будто чувствуя, что что-то идет не так, в сюжет вводят всякие рюшечки: пьяные инсайты, где Ольга видит, как все было в момент преступления (что-то из популярных фентези); быстрый животный секс с подвернувшимся под руку мужиком. В детских флешбеках в квартире матери комически занижен потолок, из-за чего изуверствующие взрослые вынуждены наклоняться к юной Оле — вероятно, чтобы показать их максимально ужасными. В третьей серии пробухавшаяся героиня вызывает с утра «капельника» — врача-нелегала, который при помощи капельницы выводит ее из запоя, что хоть как-то оправдывает ее неправдоподобную профессиональную состоятельность.
Но все это запоздалое украшательство смысла истории не придает. Оля хоть и получается конченой дрянью (без тени сомнений заказывает избиение бывшего мужа, отца ее сына), даже не задумывающейся о том, что день за днем делает плохо своему сыну, но она — дрянь курильщика, и рядом не стоявшая с живой и наполненной противоречиями и болью Флибэг из «Дряни». У Шилковской боль ненастоящая — нарисованная.
Структурно «Неверные» скроены по лекалам немудреной мелодрамы для эфирного телевидения, натянутой на жанровые скрепы драмы психологической — как та сова на глобус. Чистая механика не очень умелой сборки без капли души — ничего вразумительного при таких вводных получиться, конечно, и не могло.
«Неверные» 18+
Психологическая драма, судебный процедурал. 8 серий.
Сценарий: Анна Рубцова при участии Наны Гринштейн (по идее Анны Колчиной).
Режиссер: Алексей Кузмин-Тарасов.
В ролях: Оксана Акиньшина, Роман Евдокимов, Егор Дружинин, Иван Добронравов, Евдокия Германова, Нелли Уварова, Мила Ершова, Лидия Вележева, Алена Хмельницкая, Евгений Санников, Павел Баршак, Евгений Романцов, Надежда Сысоева и другие.
Где смотреть: онлайн-кинотеатр Wink.
Главное фото: кадр из фильма