Холодно ли у тебя на душе, девица: Аглая Тарасова и мертвый горностай в сериале «Морозко»
Очередной 33-летней героине срочно нужно забеременеть — дотикались часики! Она встречает странного парня с диковинным недугом…
Рите 33 (Аглая Тарасова), она продюсер светской хроники на ТВ, личной жизни нет никакой вот уже пару лет, а тут еще гинеколог объявил, что у нее ранняя менопауза и надо беременеть — вот прямо сейчас или уже никогда. Причем традиционным путем точно не получится, придется делать ЭКО. Спермодоноры из каталога клиники Риту не устраивают и она пытается найти парня, готового ей помочь.
Казалось бы, что должен сделать продюсер, получивший сценарную заявку с таким синопсисом? Конечно же, пинками спустить сценариста с лестницы с криком «Вон из профессии!». Потому что женский кризис среднего возраста — тема вечная, но хорошо бы смотреть на нее не годами с одной и той же точки, а как-то разнообразно. И хотя бы иногда стоит интересоваться контекстом происходящего на сериальном рынке — если не на зарубежном, то хотя бы на отечественном.
Сериальные продюсеры любят повторять, что в России катастрофически не хватает толковых сценаристов и актеров — что, конечно, грязная ложь: только в Москве и Санкт-Петербурге профильные вузы ежегодно выпускают и тех и других сотнями. Понятно, что не все из них гении, но вряд ли все до одного исключительные бездари — это элементарно противоречило бы статистике, не говоря уж о том, что талантливые педагоги в России были всегда.
Продюсерам очень не хочется признавать, что в индустрии не хватает прежде всего талантливых продюсеров — вот уж кого можно пересчитать по пальцам рук.
Чем же занимаются остальные — толпа профессионалов, снимающая под 200 сериалов в год? Например, шакалят в Институте развития интернета (ИРИ), который щедрой дланью раздает государственные инвестиции направо-налево и не всегда требователен к качеству конечного продукта. Или лениво берут подряды у расплодившихся стриминг-платформ, которым нужен контент — хоть какой-нибудь, если уж не получается хороший.
Творчески мыслить и рисковать, гореть на работе эти люди не только не хотят, но и не умеют. В голове у них с десяток проверенных коридоров, покидать пределы которых они не желают. Вот почему берут в работу сценарий, в фундаменте которого идея, измочаленная в клочья и за кордоном, и у нас. «Ева, рожай!» (2022), «Готовы на все» (2021), «Женщина в состоянии развода» (2019) — во всех этих российских сериалах героиням около 33 лет и всем им срочно нужно забеременеть. И это только то, что вспомнилось с ходу. Меняются только обстоятельства, детали. А история одна и та же.
Вот почему на главную роль они зовут Аглаю Тарасову, будто бы не было только в этом году пачки пересекающихся во времени сериалов, где эта актриса — безусловно, талантливая и большая молодец, играла тот же типаж — молодую женщину в кризисе; и если смотришь их параллельно, начинаешь путать и гадать: вот тут она хочет забеременеть или отомстить бывшему? Тут она после тюрьмы или на телике работает?
И вот почему «Морозко» застревает в пропасти между качественным драмеди (в рекламной аннотации сериал самонадеянно сравнивают с «Авророй» Романа Волобуева) и ромкомом стандартной штамповки.
Мало ли неудачных сериалов, чего так распинаться, правда? Так оно так, но Юлия Лысова, которая написала сценарий «Морозко» и дебютировала с ним как режиссер, явно человек одаренный. Наряду со стандартным набором пошлостей (смотреть на то, как героиня разговаривает по видеосвязи со своим эмбрионом, невозможно — настолько фальшиво это выглядит, будто «Жить жизнь» смотришь) в «Морозко» есть несколько совершенно очаровательных моментов.
Невероятно хорош и блистателен Андрей Федорцов в роли деда героини в ее флешбеках. При всех вводных стареющий и лысеющий интеллигент, мечтающий победить на конкурсе мужской красоты в позднем СССР и для того фоткающийся в позе дискобола Мирона — только с животиком и общей обрюзглостью, должен был получиться комичным и даже вульгарным. Но нет — дед, чей образ запечатлен в памяти любящей внучки, при внешнем комизме вышел трагическим, символизирующим покорное принятие крушения надежд и конечности человеческого бытия. Сцена, где герой Федорцова в парике под Пугачеву поет романс собственного сочинения, глядя в пустоту, а его маленькая внучка, чувствуя высокий градус момента, ему подпевает, стала пронзительным украшением третьей серии.
Богатые метафоры таит в себе сюжетная находка с тиннитусом — беспричинным звоном в ушах персонажа Никиты Ефремова — звон стихает, только когда Рита находится рядом с ним. Неплох даже Николай Наумов, единственную актерскую краску которого удалось вложить не в потасканное комическое, а в драматическое ложе: он играет отца маленькой Риты — мужика хорошего, доброго и любящего, но редкостного раззвездяя, безответственного алкаша и авантюриста, чья любовь к дочке оборачивается отравленными иглами, вонзаемыми им в сердце девочки. Образ болезненно узнаваемый и очень русский.
Но все эти отдельные бриллианты тонут в общем, простите, навозе банальностей. «Морозко» мог бы стать вдохновляющим драмеди о том, что делать с неизбежными руинами в душе каждого окончательно повзрослевшего человека — в данном случае женщины. Но не стал. Есть подозрение, что над душой Юлии Лысовой стояли не добрые наставники, а серьезные мужчины, требовавшие сделать все как-то повеселее. Иначе отчего наряду с героями Федорцова и Наумова в сериале есть персонаж Гоши Куценко — бывший вояка, поездивший по горячим точкам, а теперь руководящий коллективом долбонавтов, который делает сюжеты про сиськи-письки знаменитостей, получился смешной, но плоский, с недостоверной трагедией внутри.
Есть маленькая надежда, что финал будет неожиданным — равно как и объяснение, а почему, собственно, «Морозко» (пока все думают, что Рита — это Настенька, а Ефремов — Морозко). Вдруг Юлии все же удалось визуализировать всю глубину переживаний стремительно немолодеющей женщины искренне, вопреки стандартизированным продюсерским установкам. Все-таки еще пять серий осталось.
«Морозко». Драмеди, 8 серий по ~23 минуты. 18+
Режиссер: Юлия Лысова.
Сценарист: Юлия Лысова.
В ролях: Аглая Тарасова, Никита Ефремов, Андрей Федорцов, Алиса Руденко, Николай Наумов, Гоша Куценко, Ирина Богданова, Виктор Логинов, Алина Ходжеванова и др.
Главное фото: кадр из фильма