Трудно быть гадом: Петр Федоров в наркотриллере «Ласт квест»

Никчемный отец пытается спасти маленького сына, которого бандиты держат в заложниках.

Риэлтор Олег (Петр Федоров) плотно сидит на белом порошке, он всюду должен, за квартиру три месяца не плачено; арестованы уже и карты его чокнутой жены Лены, плаксиво ноющей, что вот-вот будет нечем кормить их сына Егора. Олег раздраженно врет, что скоро все будет, а сам все деньги, попадающие в его руки, тратит на новую порцию дури, которую снюхивает в компании с нимфоманкой Лялей (Анастасия Щеглова). Креативность Олега в добыче средств на наркоту безгранична: однажды он получает от клиента задаток за квартиру и, чтобы не отдавать деньги в бухгалтерию, рассказывает, что на него напали и ограбили — для достоверности он бьется башкой о бетонный столб и рвет на себе одежду.

Фото: кадр из фильма

Чокнутость Лены заключается в том, что, фиксируя стремительный курс их семейной лодки прямиком на скалы, она не только не пытается защитить хотя бы сына (не говоря уж о спасении мужа), а, напротив, бежит от проблем в религию, загодя став чрезвычайно набожной старушкой; с той особой лицемерной набожностью, когда чтение молитв — удобный способ тешить гордыню и оправдывать себя за никчемность.

Фото: кадр из фильма

Лена скучная, серая и исключительно тупая (отличный образ от Александры Серзиной), коллеги по работе скучные, серые и тупые; весь мир вокруг серый и тупой; серотонино-дофаминовый взрыв способен подарить только порошок — его Олег заказывает в даркнете почти не таясь, прямо на работе. Он едет за закладкой вместе с сыном, чтобы по пути к Ляле закинуть мальчика к бабушке, долго рыщет по лесу, случайно находит целый килограмм порошка, бежит от преследователя и радуется удаче. А потом обнаруживает, что сына в машине нет. Во второй серии выяснится, что ребенок в заложниках барыг. Килограмм порошка надо вернуть, но и его уже нет. Олег пытается спасти сына, не всегда понимая, где реальность, а где всполохи его наркотрипа.

Фото: кадр из фильма

«Ласт Квест» — выстраданное дитя 41-летнего Петра Федорова: его режиссерский дебют, причем по собственному сценарию и с собой в главной роли. Также он немножко композитор (в титрах указана его группа «Р.А.Й»). Стремление к перфекционизму, продуманность всего до мелочей здесь в каждом кадре; персонажи, планы, склейки, реплики, визуальные эффекты, саундтрек сочетаются в полной гармонии; атмосфера возникает мгновенно. Каким-то образом Федорову удается избежать выспренности, лживой напыщенности, которая неизбежна, например, в работах другого режиссерствующего актера — Данилы Козловского.

Фото: кадр из фильма

В кадре много черноты и других символов — очевидных, но при этом не натужных. Олег прорывается сквозь мрачный лес — на плане с квадрокоптера маленькая черная точка на снежном полотне, звучит «Зимняя дорога» Георгия Свиридова (предвещающая, напомню, метель). Опускается ночь, фонарик в телефоне скоро погаснет — как надежды героя; неподалеку аэропорт, самолет заходит на посадку носом вниз — чудится пике; в минуту высшего отчания абсолютную черноту нарушает только слабый свет габаритов и фар автомобиля, застывшего на мертвом шоссе. Рваные крупные планы героя полны визуализаций его стремящегося к бреду сознания: вдруг сдвигаются стены, а лица людей, с которыми Олег говорит по мобильному телефону, проявляются в светлых участках окружающего его пространства — в небе, в лестничных проемах, в окнах.
Наркопсихоз контрапунктируется с флешбеками в виде старого домашнего видео, где еще здоровый Олег по большой любви женится на Лене, у них рождается ребенок. Почти забытое счастье, выцветающее в памяти по мере того, как размагничивается VHS-кассета.

Фото: кадр из фильма

Режиссер и операторы (Алексей Куприянов, Леван Капанадзе, Дмитрий Борзыкин) постарались сделать так, чтобы зритель проник внутрь героя — и у них это получается. Сотканный из боли и желаний Олег мечется как в компьютерном квесте — к этой мысли навязчиво подталкивает само название сериала. И да, «Ласт квест» рождает ассоциацию с The Last of Us — лукавая придумка, наверняка способная привлечь к работе Петра Федорова внимание поклонников хитового сериала HBO и одноименной игры-первоисточника. Не было бы этой придумки, не пришло бы в голову сравнивать наш сериал с американским — а теперь никуда не денешься.

Фото: кадр из фильма

Сюжет любой компьютерной игры — штука вспомогательная, служащая интересным фоном, чтобы игроку было прикольнее бегать, стрелять, искать, драться и т. п. Американцы в сериале The Last Of Us транспонировали успешный игровой сеттинг — условный и прямолинейный, в драму со сложными, неоднозначными реалистичными характерами, где сюжеты отдельных серий и сквозная фабула становятся откровением, погружающим зрителя в широчайший спектр эмоций, из которого он в идеале должен выйти, испытав катарсис (извините).

«В Ласт квесте» все ровно наоборот. Большую драму (кокаинист в кризисе, разрушающий все самое дорогое, что у него есть) сценарист-режиссер-актер Петр Федоров зачем-то упрощает, низводя ее до уровня компьютерной игры. Что в сериале останется, если исключить из него впечатляющую картинку? Главный герой, блестяще сыгранный Федоровым, несколько других удачных образов — и, пожалуй, все.

Фото: кадр из фильма

Дальше Олегу двигаться некуда, кроме как искать сына и преодолевать различные препятствия. Наверное, из этого может получиться прикольный квест. Только драматургически это неинтересно. Сына он или найдет (наиболее вероятный исход) или нет (вряд ли, но кто знает). Совершенно точно осознает размах своего падения, но что может быть очевиднее?

Мы понимаем, что он страдает — но в данном случае это линейное чувство, уже достигшее высшей точки. В конце концов, он всего лишь наркоман — то есть человек с разрушенной психикой и химической зависимостью. Что бы он теперь ни натворил, это сугубо медицинский случай. Больное сознание может затейливо бредить, может раскаиваться, но в чем тут художественная идея? В том, что быть наркоманом плохо? Спасибо, записал.

Фото: кадр из фильма

Олег почти расчеловечен, и если едва тлеющий огонек отцовской любви поможет ему очеловечиться обратно, это будет хуже всего. Потому что с наркоманами так не бывает. Без врачей они не выздоравливают. И никогда не выздоравливают на все 100%.

Понятно, что не стоит душнить почем зря. Нельзя слишком многого требовать от триллера — никто и не обещал драму-драму, но даже в этом жанре хочется хотя бы каких-нибудь мыслей о сути человеческой.

Фото: кадр из фильма

«Ласт квест». Триллер, 9 серий.

Режиссер: Петр Федоров.

Сценарий: Петр Федоров.

В ролях: Петр Федоров, Александра Серзина, Максим Матузный, Анастасия Щеглова, Ростислав Лаврентьев, Евдокия Германова, Роман Мадянов, Ирина Демидкина, Николай Добрынин, Павел Деревянко и др.

Где смотреть: Okko с 3 ноября по пятницам.

Главное фото: кадр из фильма

Exit mobile version