Чем так хороша комедия со смыслом «Как Деревянко Ломоносова играл»
Россия, наши дни. Обласканному славой Павлу Деревянко (Павел Деревянко) дают роль Михайло Ломоносова. В режиссерах — Клим Шипенко (Клим Шипенко), ради этой картины отказавшийся снимать «Вызов-2». Начинаются съемки, режиссер доволен, а исполнитель главной роли — нет.
Не получается у него герой, считает Деревянко. Думает-думает, ловит в жаркой бане глюк — сам Ломоносов веником его охаживает, и решает ехать в Холмогоры — на малую родину ученого-самородка в Архангельскую область. Чтобы напитаться воздухом, которым дышал молодой Ломоносов, познать характер поморов. Галлюцинация отправляется с ним. На месте москвича определяют в избу местного жителя Егора — мужика простого, работящего, но кризисом среднего возраста обуреваемого.
От такой претенциозной завязки, где популярный актер играет самого себя в вымышленных обстоятельствах, не ждешь ничего хорошего — ну, явно клюква какая-нибудь. А это, представьте себе, очень смешная комедия, где классный юмор о столкновении двух миров — московского гламура и русской глубинки, качественно замешан с социальной сатирой и вполне серьезными, очень узнаваемыми житейскими размышлениями.
Больше всего радует, что сценаристы и режиссер не остановились на поверхностном решении персонажей, чего было бы более чем достаточно для легкого жанра, тем в более в телевизионном исполнении, а постарались создать глубокие, постепенно раскрывающиеся характеры. При этом сюжет не становится совсем уж метамодернистским и заумным, что отпугнуло бы массовую аудиторию, любой сериал рассматривающую только как развлечение — в нем есть идейно-смысловой подтекст, но если вам не хочется его видеть, то и ладно.
Изображая киношников, авторы не жалеют сарказма: Павел Деревянко — мужчинка утонченный, поутру без патчей завтракать не выходит, а на лице тональный крем, даже когда он идет на болота по морошку. Продюсеры — братья Саркисян (догадайтесь, камень в чей огород) полны лживого пафоса и врут, что сценарий писался семь лет, а их главная задача — показать настоящего русского героя (а не отмыть баблишка на соцзаказе, например). Режиссер Шипенко не намерен особо напрягаться и не понимает мук исполнителя главной роли.
Напротив, помор Егор, его жена Маша (Вероника Васант) и вся их деревня показаны максимально аутентично и с любовью — без убойного гротеска, как, скажем в «Жуках». С экрана смотрит нелубочная Россия, где живут тяжелым трудом простые люди, сумевшие не озлобиться от безденежья и сохранить себя. Антон Богданов в роли помора Егора исключительно великолепен — именно его игра побуждает к смелому сравнению сериала «Как Деревянко Ломоносова играл» с комедией «Любовь и голуби»: любовь авторов к простому человеку в них одинаковая.
Впрочем, вскоре достается на орехи и Егору: «классовый конфликт» с московским гостем высвечивает не лучшие стороны и его характера — меркантильность, непредприимчивость, сварливость, отказ увидеть в жене и дочке личность и т.п. Но чем больше противоречий возникает между Деревянко и помором, тем лучше они понимают друг друга, тем больше общего обнаруживают. Тем больше друг другу помогают.
Да, Егору трудно осознать, куда девать деньги, если ты зарабатываешь 500 000 рублей в месяц, а уж когда он узнает, что не в месяц, а в день (сериальный Деревянко называет подлинную ставку за съемочный день реального актера Деревянко), и вовсе теряет дар речи. Но зато он понимает, что творится на душе смешного москвича, когда у того случается крах личной жизни. А Деревянко помогает Егору понять собственную дочь (Варвара Володина). Хотя впереди у них, конечно, новые конфликты.
Отдельное удовольствие — яростные монологи практически всех основных героев. Каждый из них — отдельный шедевр. Один за другим они выплескивают все, что у них накипело за годы и годы смирения и долготерпения. «Титьки на весь экран, лишь без трусов в телевизоре бегать!», — выдает глубинно-народное понимание актерской профессии помор. Подросток Гриша (Алексей Батанин) впервые говорит непутевой матери (Ольга Кавалай-Аксенова), что он о ней думает. Маша срывается на мужа, потому что все супружество чувствует себя вещью. А тот крушит тарелки об пол, решив, что нет ему в собственном доме уважения («Это же сервиз «Мадонна», жалко-то как!» — пишут зрители).
В этот момент комедия становится комедией в полном смысле этого слова — угарной историей с терапевтическим зарядом: да, это смешно, но ведь и грустно тоже — как в жизни, как в моей жизни; а что, над этим посмеяться можно было?!
«Как Деревянко Ломоносова играл». Комедия, 16+. 13 серий.
Режиссер: Раиля Каримова.
Сценарий: Дмитрий Белавин, Екатерина Щербатюк, Александра Лушина, Александр Бережной.
В ролях: Павел Деревянко, Антон Богданов, Вероника Васант, Ольга Кавалай-Аксенова, Варвара Володина, Артем Волобуев, Алексей Батанин, Ангелина Болбас, Олег Верещагин, Клим Шипенко, Вячеслав Шихалеев.
Где смотреть: СТС, Wink.
Главное фото: кадр из фильма