Пока он умирает: Марк Эйдельштейн и Никита Павленко в драме «Фарма»
Брат спасает брата — от смерти и чиновничьего бездушия. Всего-то нужно подпольно синтезировать лекарство, которое стоит $1 млн.
В горнолыжном поселке «Роза Хутор» в Сочи 9-14 сентября проходил фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон». Российские стриминговые сервисы представили новинки, которые покажут в ближайшее время — осенью, зимой или весной (то есть в уже начавшемся сезоне). Корреспондент «КП» — Сериалы» докладывает с места событий.
«Фарма».
Драма 18+
Режиссер: Мария Кравченко.
Сценарий: Артем Косов, Андрей Туманов, Юрий Патренин.
В ролях: Марк Эйдельштейн, Никита Павленко, Арам Вардеванян, Валентин Анциферов, Александр Головин, Сергей Гилёв, Карэн Бадалов, Светлана Степанковская, София Самсонова и др.
Где покажут: Premier.
Оценка: 5/10
18-летний Антон (Марк Эйдельштейн) медленно умирает от миодистрофии — генетически обусловленного ослабления мышц. Он перестал ходить, и даже самостоятельно пользоваться ложкой ему сложно. Помочь может очень дорогое лекарство, все бумаги собраны, но горздрав в грубой форме отказывает в выделении квоты. Антон привыкает к неминуемости смерти, а пока сочиняет цинично-ироничный рэп.
Но его старший и решительный брат Миша (Никита Павленко) решает во что бы то ни стало спасти Антона. Выясняется, что формула дорогого лекарства есть в интернете, и теоретически можно попробовать синтезировать спасительное вещество самостоятельно. Друзья берутся за дело, что разрушить картельный сговор фармкорпораций. Параллели с одним легендарным сериалом очевидны, а чтобы все точно догадались, один из героев повторяет культовую реплику Уолтера Уайта: Jesse, we need cook! («Джесси, нам нужно варить!»).
Официальная аннотация обещают драму, но «Фарму» этот жанр описывает лишь частично (о чем продюсеры предупредили перед премьерой). Мальчик умирает, а подлое чиновничество только насмехается — это социальная драма, конечно. А еще драма семейная — сериал рассказывает о личных обстоятельствах многих героев.
Миша в поисках денег встает на путь мошенничества, грабежа и коммуникаций с бандитами — криминальный боевик налицо. Самую злодейскую чиновницу бьют башкой об стол и она потом ходит всю дорогу с фингалами, да еще постоянно падает — то есть ироническая комедия тут как тут. Антон влюблен в стриптизершу, а Миша не может забыть бывшую — вот тебе и мелодрама, и ромком. И он все время читает рэп — так что это еще и мюзикл в какой-то степени.
Жанровый аттракцион получился похожим на позавчерашний винегрет. Очень важная тема сверхдорогих лекарств для лечения орфанных (то есть редких) заболеваний подается по-дилетантски, с детской бесхитростностью. По мнению героев сериала, цена в 1 млн баксов за препарат объясняется исключительно жадностью фармбизнеса, с которой борются фарманархисты, крадя и выкладывая в Сеть химические формулы. Тогда как на самом деле все из-за того, что разрабатывать такие лекарства очень дорого, а заработать на их продаже сложно, потому что потенциальных покупателей крайне мало — болезни-то не только очень тяжелые, но и очень редкие.
Бездушную чиновницу в «Фарме» рисуют как злобную дурочку в стиле Круэллы де Виль из мультика про пятнистых собачек. Ее начальник ей под стать. Это уводит фокус от застарелой системной проблемы лечения орфанных болезней, будто бы ситуация персонажа Марка Эйдельштейна — это частный случай в отдельно взятом городе. Игра жанрами быстро убивает драматизм положения Антона, низводит его до веселой игры.
Наконец, криминальная линия разрастается настолько, что сериал впору называть комедийным бандитским боевиком. Дошло до того, что за две серии герои так и не приступили к собственно «варке».
Получилась хаотичная, ученическая работа, что объяснимо — сериал делали преимущественно дебютанты. Непонятно, куда смотрели продюсеры. Похоже, временно ослепли от нежности к юношам и девушкам бледным со взором горящим, потворствуя эксперименту в песочнице.
«Сериал сырой, но искренний», — честно признался на премьере кто-то из актеров или сценаристов. Искренность, нонконформизм и здоровый анархизм в «Фарме» и впрямь чувствуются. Роскомнадзор укололи дважды за две серии, а когда персонаж спросил: «А почему государство это лекарство не варит, если даже мы нашли формулу и можем его сделать?», ему ответили: «Так не особо чо варить у государства получается».
Жаль, что для удачного сериала одной искренности мало.
При всем при том в сериале предостаточно интересных образов, благо некоторые из них воплотили такие опытные актеры, как Никита Павленко и Сергей Гилев (не говоря уж о Марке Эйдельштейне). Если закрыть глаза на запоротую тему про болезнь Антона, то «Фарма» вполне себе. Что-то там про суетящихся молодых ребят.
Главное фото: фрагмент постера